Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.
Условия взаимодействия образовательной организации и семьи закреплены законодательно. Статья 44 Федерального закона об образовании обязывает родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность. А так же о том, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.
В то же время мы видим, что современный образ жизни и социальная напряженность в обществе отрицательно влияют на воспитательные функции семьи: они отодвигаются на второстепенные позиции (родители вынуждены работать допоздна, информатизация общества, гаджеты, семейные и материальные трудности).
И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи в деятельность ДОУ приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям.Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагоги должны подбирать наиболее эффективные формы взаимодействия.Мы считаем, что наиболее эффективным способом вовлечения родителей в образовательный процесс является активное взаимодействие с родителями воспитанников, которое будет способствовать:
— эмоциональной вовлеченности (необходима доброжелательность, приветливость, открытость сотрудников ДОУ) — позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам
— информационной вовлеченности — готовность принять от родителей сведений о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках
— физической вовлеченности – готовность принимать активное участие в мероприятиях детского сада, оказывать хозяйственно-бытовую помощь, принимать непосредственное участие в образовательном процессе (проекты, экскурсии, встречи и т.д.)
Во ФГОС ДО нашли отражение условия взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В этом документе говорится об оказании психолого-педагогической помощи и просвещении семей воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным условием реализации Основной образовательной Программы ДОУ, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Родители являются основными заказчиками услуг ДОУ, в результате чего нужно подобрать такие формы и методы работы, чтобы заказчики услуг, являлись непосредственными участниками образовательно-воспитательного процесса.
Таким образом нам необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс. Мы считаем, что наиболее эффективное сотрудничество строится на активных формах взаимодействия
Для конструктивного взаимодействия и плодотворного сотрудничества необходимо наладить контакт с семьей каждого воспитанника. Мы с вами знаем на сколько это не просто. В чем же заключается это проблемное поле, почему нам так сложно наладить доброжелательные отношения с каждым из родителей?
Исходя из выше сказанного, целью деятельности ДОУ является повышение эффективности образовательного процесса путем активного вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ
Задачи:
- Установить доверительные, партнерские отношения с родителями.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Создать условия для эффективного взаимодействия с родителями.
Деятельность ДОУ по взаимодействию с родителями строится на принципах:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Взаимодействие предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой — либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Вовлечение — это взаимовыгодное и добровольное взаимодействие, в случае, когда все стороны заинтересованы в конечном результате этого взаимодействия или в самом процессе взаимодействия.
4. Системность
Взаимодействие с родителями должно осуществляться системно, должно быть тщательно продумано и организовано. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Основные направления и формы активного взаимодействия с родителями (законными представителями) – 4 блока:
- Информационно-просветительский
- Организационный блок
- Совместно-деятельностный блок
- Непосредственное участие в образовательном процессе
Во всех этих формах идет активное двухстороннее сотрудничество, взаимодействие участников образовательного процесса.
Условия гармоничного развития детей посредством активного взаимодействия с родителями (законными представителями)
- Атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса;
- Единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОО и семье;
- Психолого-педагогическая грамотность родителей и профессиональная компетентность педагогов;
- Уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространение положительного опыта воспитания в семье;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ, партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Конфиденциальность любой информации
Только при соблюдении данных условий возможно эффективное и плодотворное сотрудничество ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников
Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования активных форм работы. При систематическом взаимодействии у родителей формируется культура общения, независимое мышление. Родители чувствуют себя активными участниками образовательного и воспитательного процессов. Творчески организованная работа нацеливает родителей на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.
Результаты активного взаимодействия ДОУ и родителей (законных представителей):
ДЕТИ
- участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
- дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
РОДИТЕЛИ
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям;
- Рост посещаемости родителями мероприятий;
- Инициатива со стороны родителей по проведению новых форм общения семей группы;
- Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями;
- Осознание родителями воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
- Положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности
ПЕДАГОГИ
- Эффективность образовательного процесса
- Повышение профессиональной компетентности и коммуникативных навыков
- Доверие родителей (законных представителей)
- Хозяйственная и организационная помощь от родителей
При активном вовлечении семьи в педагогический процесс нивелируется тенденция перекладывания родительских функций на дошкольную образовательную организацию, происходит переход от сотрудничества по обмену информацией и авторитарной пропаганды педагогических знаний к взаимодействию и сотрудничеству, как к межличностному общению педагога с родителями. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками педагогических отношений, раскрываются потенциальные возможности семьи, формируется доверие к компетентности другой стороны происходит конструктивный диалог, под которым подразумевается личностно — ориентированное общение и обоюдное приобретение положительного опыта воспитания. От совместной деятельности родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Формы взаимодействия с родителями:
1.Массовые:
- Совместные мероприятия педагогов и родителей:
-родительские собрания
-конференции
-консультации
-вечера для родителей
-школа для родителей
- Совместные мероприятии педагогов, родителей и детей
-Дни открытых дверей
-кружки
-КВН
-викторины
-совместное творчество
-праздники
-концерты
-соревнования
2. Индивидуальные:
-беседы
-посещения на дому
-выполнение индивидуальных поручений
3. Наглядно-информационные:
-информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
-информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
4. Анкетирование.