Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (Звуки Д, Дь)

                                       Подготовила: воспитатель Стадник И.В.

Интеграция образовательных  областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура».

Задачи:

  • Закрепить артикуляцию звуков Д, Дь, их характеристику;
  • Совершенствовать умение различать на слух звуки Д, Дь, различать их в слогах, словах; умение узнавать и называть   1-й звук   в словах; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксоми; умение проводить звуко-слоговой анализ слов, развивать фонематический слух;
  • Совершенствовать умение составлять предложение из слов;
  • Развивать мышление, внимание, память;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь при выполнении заданий, воспитывать умение выслушивать друг друга;
  • Способствовать формированию умения  координировать речь с движением.

Материалы и оборудование:

— предметные картинки;

— мольберт, магнитная доска;

— звуковые замки;

— полоски- слова;

— магнитные  фишки: красные, зеленые, синие;

— картинка: дом;

— мяч.

Раздаточный материал: предметные картинки, фишки (красные, синие, зеленые)

Предварительная работа:

закрепление характеристики звуков, работа со звуковыми замками;

— разучивание физ.минутки «Зарядка»;

— дидактические игры: «Назови место звука», «Поставь звук на заданное место», «Громко, звонко повтори»,  «Скажи наоборот»,

проведение звуко-слогового анализа слов, «Измени слово»,

«Придумай слова со слогом», «Составь предложение»,«Собери слово».

Структурная часть    Деятельность воспитателяДеятельность детейСпособ организации (индив., в парах, групповая, фронтальная)Образовательный результат
1.ОрганизационнаяВоспитатель предлагает послушать слова и назвать 1-й звук в словах.Дети входят в группу и слушают слова, называют 1-й звук и садятся за столы.фронтальнаяМотивация
 Появляется Незнайка, просит нас рассказать о звуках, в словах которые мы проговаривалиДети рассказывают   о звуках, закрепляют их артикуляцию.фронтальнаяДети дают характеристику звукам Д, Дь    
2.Основная Задание №1 Игра «Назови место звука».Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где лежат картинки, в названии которых есть звуки Д, Дь, Предлагает определить какой звук есть в слове, его место в слове и поставить на доску, на первую полосу – со звуком Д, на вторую – ДьДети выбирают себе картинку и подходят к доске, каждый называет картинку, выделяя голосом звук Д, Дь, объясняют,  картинки ставят на доску.          фронтальнаяДети умеют  на слух определять есть ли в слове заданный звук, дифференцируют звуки Д, Дь
Задание №2 Игра  «Громко, звонко повтори»            Воспитатель Проводит речевую зарядку .Дети проговаривают слоги, чистоговорки, которые предлагает воспитатель.фронтальнаяДети умеют различать на слух звуки в слогах, фразах.          
Задание №3 Игра «Назови ласково»  Воспитатель предлагает слова, а дети подбирают уменьшительно-ласкательную форму.Дети слушают слова, которые произносит воспитатель, подбирают уменьшительно-ласкательную форму.фронтальнаяДети умеют называть уменьшительно-ласкательную форму.
Задание № 4. «Светофор»      Воспитатель называет звуки и  слова, дети поднимают фишки: синюю, если слышат твердый звук Д, зеленую, если слышат мягкий звук Дь.Дети слушают звуки и слова, которые произносит воспитатель, и поднимают нужные фишки.  фронтальная                Дети умеют на слух различать согласные твердые и согласные мягкие звуки.      
Задание №5  Звуко-слоговой Анализ слова  Педагог предлагает назвать что изображено на картинке, которую принес Незнайка и составить звуковую схему слова.Дети проводят звуко-слоговой анализ слова ДОМ, составляют звуковую схему слова.фронтальная и индивидуальнаяДети умеют проводить звуко-слоговой анализ слова и обозначать звуки условными знаками.
Физминутка «Зарядка».  Воспитатель предлагает выполнить движения, согласно текста.. Дети имитируют движения в соответствии с текстом.фронтальнаяРазвитие координации речи и движений у детей.
Задание №6 Игра «Составь предложение»  Педагог предлагает детям составить из слов предложения.Дети составляют предложения.фронтальная  Дети умеют составлять предложения из слов.
3.Сюрпризный моментВоспитатель подводит итог, спрашивает о каких звуках шла речь, что понравилось и запомнилось детям. Предлагает угощение детям, которое принес Незнайка.Дети отвечают на заданные вопросы.фронтальнаяДети радуются сюрпризу.

Приложение.

Тема: «Письмо от Незнайки. (Звуки  Д, Дь)»

Ход:

1 часть. Орг. Момент.

Появляется Незнайка

— Ребята посмотрите к нам в гости пришел Незнайка. Принес нам конверт. Заглянем и посмотрим, что же там?

(Дети проходят за столы)

Сядет тот, кто назовет 1-й звук в слове: (слова со звуками: Д, Дь)

— дуб, дом, дыня, Дима, дорога, дело, дети, дочка, десять, день, дым, дерево.

Незнайка просит нас рассказать о звуках,  которые вы называли.  Расскажем?

— Давайте посмотрим, как мы произносим эти звуки. Проходите к столу, берите зеркала. Произнесем звук Д, Дь. Что вы видите? (Губы не смыкаются, преграда – язык и зубы. Ответы детей).

— Подойдем к звуковым замкам. Идем. Расскажи Илья, все, что ты знаешь про звук Д. (Звук Д согласный, твердый, звонкий, обозначаем синей фишкой) А ты… согласен? А ты…?

— Расскажи Ульяна, все, что ты знаешь про звук Дь. (Звук Дь согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой). А ты… согласен? А ты…?

Молодцы ребятки. Незнайка, понятно? (Да).

 2 часть

Незнайка предлагает нам поиграть. Вставайте в полукруг возле стола.

Задание №1

Игра «Назови место звука»

 На столе лежат картинки, в названии которых есть звуки Д, Дь. Надо определить какой звук в этом слове Д или Дь,  (его место в слове) и поставить картинку на доску, на первую полосу – слова со звуком Д, на вторую – слова со звуком Дь (Дети выполняют задание).

Незнайка еще хочет поиграть,  играем? (Да).

Задание № 2

 Игра  «Громко, звонко повтори» (речевая зарядка)

Да-до-ду                     ди-де-дя

Ду-ды-да                    дя-де-дю

Зда-здо                       зди-зде

Зду-зды                      здя-здю

Молодцы ребята!

Задание № 3                                                                                                                                                                                                 

Игра «Назови ласково» (играем в кругу с мячом)

Дом- домик             день — денек

Дым – дымок         дождь -дождик

Друг –дружок        дети -детки

Сад –садик             холод –холодок

Молодцы, ребята! (Проходят на стулья)

У Незнайки есть еще игры.

Задание №4

Игра «Светофор»

Воспитатель называет слова, дети поднимают фишки: синюю, если слышат твердый звук Д, зеленую, если слышат мягкий звук Дь.

Дом, дети, дым, дерево, дорога, дело, дуб

3 часть

Задание № 5

Ребята, Незнайка принес нам картинку, Что это? (Дом). Он  просит помочь, сделать звуковую схему слова. Поможем? (Да. Дети работают за столами самостоятельно, один ребенок – у доски)

— Составим звуковую схему слова.  Давайте посчитаем, сколько звуков, приготовьте правую руку. Считаем (1,2,3. Дети считают звуки, используя пальцы). Поиграем со звуками.

Назови, Женя, 1-й звук (-Д-),  потрогаем пальчик.

— Назови, Агата, 2-й звук (-О-), потрогаем.

— Назови, Тагир, 3-й звук (-М-), потрогаем.

— Сколько звуковых домиков? (3) Иди, Платон, к доске, а остальные делают на своих местах и проверяйте.

(Ребенок у доски самостоятельно проговаривает каждый звук и дает ему характеристику)

— Послушайте, какой звук я выделяю голосом. (Д-д-д-ом. Расскажи Платон все, что ты знаешь про звук Д. (1-й звук в слове  Д — согласный, твердый, обозначаем, синей фишкой).

— Послушайте, какой звук я выделяю голосом. (Д-о-о-ом. Расскажи Ислам все, что ты знаешь про звук О. ( 2-й звук в слове О — гласный, , обозначаем, красной  фишкой.

— Послушайте, какой звук я выделяю голосом. (До-м-м-м. Расскажи Женя все, что ты знаешь про звук М. (3-й звук в слове М -согласный, обозначаем синей фишкой).

-А теперь поиграем с этим словом. Называем звуки по порядку (Называю детей, они называют звуки).

— Скажите, сколько всего звуков в этом слове? (3).

— Сколько согласных? (1).

— Сколько согласных твердых? (2).

— Сколько согласных мягких? (0).

— А сейчас разделим слово на слоги. Как будем делить? (Прошагаем и прохлопаем).

(Дети встают возле своих мест).

Мы с ребятами шагаем,

Части слова называем,

Мы ногами топаем,

А руками хлопаем.  ДОМ

— Сколько слогов в слове ДОМ? (1).

Физ. Мин.  Зарядка

Руки в сторны, в кулачок,

Разжимай и набочок,

Правой вверх, левой вверх,

В стороны и накрест

Тук, Тук, Тук, Тук, Тук, Тук,

Развернемся мы вокруг.

Задание № 6

 Игра «Составь предложение»

Посмотрите, в конверте Незнайка принес нам слова и не знает, что с ними делать. Что можно составить из слов, чтобы получилось понятно, о чем говоришь? (Предложение) Покажем, как надо составлять предложения? (Да)

малина, сад, растет, в

(Дети составляют предложения. Можно, по выбору воспитателя дать одно предложение и составить схему)

— Молодцы ребятки!

Итог: Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили? (Д, Дь). Что интересного было для тебя, Платон? Что запомнилось? Что понравилось? (Спрашиваю каждого ребенка). Молодцы ребята! Наш гость очень доволен!

Вы показали хорошие знания и умения! Незнайка приготовили вам сюрприз! (Раздаю угощение).