Подготовила: воспитатель Стадник И.В.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура».
Задачи:
- Закрепить артикуляцию звуков Д, Дь, их характеристику;
- Совершенствовать умение различать на слух звуки Д, Дь, различать их в слогах, словах; умение узнавать и называть 1-й звук в словах; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксоми; умение проводить звуко-слоговой анализ слов, развивать фонематический слух;
- Совершенствовать умение составлять предложение из слов;
- Развивать мышление, внимание, память;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь при выполнении заданий, воспитывать умение выслушивать друг друга;
- Способствовать формированию умения координировать речь с движением.
Материалы и оборудование:
— предметные картинки;
— мольберт, магнитная доска;
— звуковые замки;
— полоски- слова;
— магнитные фишки: красные, зеленые, синие;
— картинка: дом;
— мяч.
Раздаточный материал: предметные картинки, фишки (красные, синие, зеленые)
Предварительная работа:
— закрепление характеристики звуков, работа со звуковыми замками;
— разучивание физ.минутки «Зарядка»;
— дидактические игры: «Назови место звука», «Поставь звук на заданное место», «Громко, звонко повтори», «Скажи наоборот»,
проведение звуко-слогового анализа слов, «Измени слово»,
«Придумай слова со слогом», «Составь предложение»,«Собери слово».
Структурная часть | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способ организации (индив., в парах, групповая, фронтальная) | Образовательный результат |
1.Организационная | Воспитатель предлагает послушать слова и назвать 1-й звук в словах. | Дети входят в группу и слушают слова, называют 1-й звук и садятся за столы. | фронтальная | Мотивация |
Появляется Незнайка, просит нас рассказать о звуках, в словах которые мы проговаривали | Дети рассказывают о звуках, закрепляют их артикуляцию. | фронтальная | Дети дают характеристику звукам Д, Дь | |
2.Основная Задание №1 Игра «Назови место звука». | Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где лежат картинки, в названии которых есть звуки Д, Дь, Предлагает определить какой звук есть в слове, его место в слове и поставить на доску, на первую полосу – со звуком Д, на вторую – Дь | Дети выбирают себе картинку и подходят к доске, каждый называет картинку, выделяя голосом звук Д, Дь, объясняют, картинки ставят на доску. | фронтальная | Дети умеют на слух определять есть ли в слове заданный звук, дифференцируют звуки Д, Дь |
Задание №2 Игра «Громко, звонко повтори» | Воспитатель Проводит речевую зарядку . | Дети проговаривают слоги, чистоговорки, которые предлагает воспитатель. | фронтальная | Дети умеют различать на слух звуки в слогах, фразах. |
Задание №3 Игра «Назови ласково» | Воспитатель предлагает слова, а дети подбирают уменьшительно-ласкательную форму. | Дети слушают слова, которые произносит воспитатель, подбирают уменьшительно-ласкательную форму. | фронтальная | Дети умеют называть уменьшительно-ласкательную форму. |
Задание № 4. «Светофор» | Воспитатель называет звуки и слова, дети поднимают фишки: синюю, если слышат твердый звук Д, зеленую, если слышат мягкий звук Дь. | Дети слушают звуки и слова, которые произносит воспитатель, и поднимают нужные фишки. | фронтальная | Дети умеют на слух различать согласные твердые и согласные мягкие звуки. |
Задание №5 Звуко-слоговой Анализ слова | Педагог предлагает назвать что изображено на картинке, которую принес Незнайка и составить звуковую схему слова. | Дети проводят звуко-слоговой анализ слова ДОМ, составляют звуковую схему слова. | фронтальная и индивидуальная | Дети умеют проводить звуко-слоговой анализ слова и обозначать звуки условными знаками. |
Физминутка «Зарядка». | Воспитатель предлагает выполнить движения, согласно текста. | . Дети имитируют движения в соответствии с текстом. | фронтальная | Развитие координации речи и движений у детей. |
Задание №6 Игра «Составь предложение» | Педагог предлагает детям составить из слов предложения. | Дети составляют предложения. | фронтальная | Дети умеют составлять предложения из слов. |
3.Сюрпризный момент | Воспитатель подводит итог, спрашивает о каких звуках шла речь, что понравилось и запомнилось детям. Предлагает угощение детям, которое принес Незнайка. | Дети отвечают на заданные вопросы. | фронтальная | Дети радуются сюрпризу. |
Приложение.
Тема: «Письмо от Незнайки. (Звуки Д, Дь)»
Ход:
1 часть. Орг. Момент.
Появляется Незнайка
— Ребята посмотрите к нам в гости пришел Незнайка. Принес нам конверт. Заглянем и посмотрим, что же там?
(Дети проходят за столы)
Сядет тот, кто назовет 1-й звук в слове: (слова со звуками: Д, Дь)
— дуб, дом, дыня, Дима, дорога, дело, дети, дочка, десять, день, дым, дерево.
Незнайка просит нас рассказать о звуках, которые вы называли. Расскажем?
— Давайте посмотрим, как мы произносим эти звуки. Проходите к столу, берите зеркала. Произнесем звук Д, Дь. Что вы видите? (Губы не смыкаются, преграда – язык и зубы. Ответы детей).
— Подойдем к звуковым замкам. Идем. Расскажи Илья, все, что ты знаешь про звук Д. (Звук Д согласный, твердый, звонкий, обозначаем синей фишкой) А ты… согласен? А ты…?
— Расскажи Ульяна, все, что ты знаешь про звук Дь. (Звук Дь согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой). А ты… согласен? А ты…?
Молодцы ребятки. Незнайка, понятно? (Да).
2 часть
Незнайка предлагает нам поиграть. Вставайте в полукруг возле стола.
Задание №1
Игра «Назови место звука»
На столе лежат картинки, в названии которых есть звуки Д, Дь. Надо определить какой звук в этом слове Д или Дь, (его место в слове) и поставить картинку на доску, на первую полосу – слова со звуком Д, на вторую – слова со звуком Дь (Дети выполняют задание).
Незнайка еще хочет поиграть, играем? (Да).
Задание № 2
Игра «Громко, звонко повтори» (речевая зарядка)
Да-до-ду ди-де-дя
Ду-ды-да дя-де-дю
Зда-здо зди-зде
Зду-зды здя-здю
Молодцы ребята!
Задание № 3
Игра «Назови ласково» (играем в кругу с мячом)
Дом- домик день — денек
Дым – дымок дождь -дождик
Друг –дружок дети -детки
Сад –садик холод –холодок
Молодцы, ребята! (Проходят на стулья)
У Незнайки есть еще игры.
Задание №4
Игра «Светофор»
Воспитатель называет слова, дети поднимают фишки: синюю, если слышат твердый звук Д, зеленую, если слышат мягкий звук Дь.
Дом, дети, дым, дерево, дорога, дело, дуб
3 часть
Задание № 5
Ребята, Незнайка принес нам картинку, Что это? (Дом). Он просит помочь, сделать звуковую схему слова. Поможем? (Да. Дети работают за столами самостоятельно, один ребенок – у доски)
— Составим звуковую схему слова. Давайте посчитаем, сколько звуков, приготовьте правую руку. Считаем (1,2,3. Дети считают звуки, используя пальцы). Поиграем со звуками.
Назови, Женя, 1-й звук (-Д-), потрогаем пальчик.
— Назови, Агата, 2-й звук (-О-), потрогаем.
— Назови, Тагир, 3-й звук (-М-), потрогаем.
— Сколько звуковых домиков? (3) Иди, Платон, к доске, а остальные делают на своих местах и проверяйте.
(Ребенок у доски самостоятельно проговаривает каждый звук и дает ему характеристику)
— Послушайте, какой звук я выделяю голосом. (Д-д-д-ом. Расскажи Платон все, что ты знаешь про звук Д. (1-й звук в слове Д — согласный, твердый, обозначаем, синей фишкой).
— Послушайте, какой звук я выделяю голосом. (Д-о-о-ом. Расскажи Ислам все, что ты знаешь про звук О. ( 2-й звук в слове О — гласный, , обозначаем, красной фишкой.
— Послушайте, какой звук я выделяю голосом. (До-м-м-м. Расскажи Женя все, что ты знаешь про звук М. (3-й звук в слове М -согласный, обозначаем синей фишкой).
-А теперь поиграем с этим словом. Называем звуки по порядку (Называю детей, они называют звуки).
— Скажите, сколько всего звуков в этом слове? (3).
— Сколько согласных? (1).
— Сколько согласных твердых? (2).
— Сколько согласных мягких? (0).
— А сейчас разделим слово на слоги. Как будем делить? (Прошагаем и прохлопаем).
(Дети встают возле своих мест).
Мы с ребятами шагаем,
Части слова называем,
Мы ногами топаем,
А руками хлопаем. ДОМ
— Сколько слогов в слове ДОМ? (1).
Физ. Мин. Зарядка
Руки в сторны, в кулачок,
Разжимай и набочок,
Правой вверх, левой вверх,
В стороны и накрест
Тук, Тук, Тук, Тук, Тук, Тук,
Развернемся мы вокруг.
Задание № 6
Игра «Составь предложение»
Посмотрите, в конверте Незнайка принес нам слова и не знает, что с ними делать. Что можно составить из слов, чтобы получилось понятно, о чем говоришь? (Предложение) Покажем, как надо составлять предложения? (Да)
— малина, сад, растет, в
(Дети составляют предложения. Можно, по выбору воспитателя дать одно предложение и составить схему)
— Молодцы ребятки!
Итог: Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили? (Д, Дь). Что интересного было для тебя, Платон? Что запомнилось? Что понравилось? (Спрашиваю каждого ребенка). Молодцы ребята! Наш гость очень доволен!
Вы показали хорошие знания и умения! Незнайка приготовили вам сюрприз! (Раздаю угощение).