Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение массы»

Цель:

  1. Уточнить представление о массе предметов, способе сравнения предметов по массе с помощью весов;
  2. Познакомить с общепринятой единицей измерения массы — килограмм;
  3. Закрепить умение сравнивать числа на основе порядка их следования в числовом ряду. Составлять и решать простейшие задачи. При вычислениях пользоваться счетными палочками;
  4. Формировать опыт формирования простейших умозаключений, самопроверки по образцу.

Материал к занятию:

Д: изображения весов, изображение белого гриба, шишек, желудей, белка, ежа, карточки с числами от 1 до 10, гиря 1 кг., чашечные весы, 2 пакета с солью. В каждом пакете по 1 кг соли.

Р.: — простой и цветные карандаши, тетради, счетные палочки.

Ход занятия

  1. Введение в игровую ситуацию

Дети собираются вокруг воспитателя.

— Ходили вы когда -нибудь за грибами?

-Знаете ли вы, как правильно собирать грибы?

-Известно ли вам, какие грибы можно употреблять в пищу, а какие- нет?

В.: — В одном лесу жили два друга- белка и еж, которые были заядлыми грибниками. Сегодня зверушки нашли по одному грибу и тут же начали спорить, чей гриб тяжелее.

— Хотите научить зверей спорить правильно, т.е. делать так, чтобы сразу становилось понятно, кто прав?

  1. Актуализация знаний

— В.: — Как узнать, какой гриб тяжелее? (Надо на одну чашку весов положить один гриб, на другую- второй гриб. Если чашки будут в равновесии. То грибы имеют одинаковую массу.)

Воспитатель помещает на доску изображения чашек весов и кладет на них грибы.

-Что можно сказать о массе грибов? (Масса грибов одинакова, потому что чаши весов находится равновесии.)

В.: — Забрали белка и еж свои грибы, пошли домой. А дома решили еще раз их взвесить.  Еж положил на весы гриб и 3 шишки.

— Чему равна масса гриба у ежика? (Она равна 3 шишкам.)

-Белка на одну чашу весов положил свой гриб (воспитатель помещает изображение гриба на одну чашу), на вторую – 5 желудей.

-Чему равна масса гриба у белки? (Она равна 5 желудям.)

Воспитатель помещает на доску карточки с числами 3 и 5.

-Звонит белка ежу и говорит, что его гриб тяжелее, потому что у него получилось число 5, а у ежа – только 3.

-Кто из них прав?

Дети рассказывают, что массу одного гриба измеряли одними мерками, массу другого – другими, а сравнивать можно только пользуясь одинаковыми мерками.

2.2. Игра «Деление на команды»

В.:- Белка и еж собрали очень много грибов и просят детей рассказать. Что можно приготовить из грибов.

-Зверушки решили засолить грибы на зиму. Хотите помочь белке и ежу в засолке грибов? Для этой работы нужно разделиться на две команды так, чтобы в командах было одинаковое количество детей. Одна команда будет помогать ежу, другая- белке.

Дети выполняют задание самостоятельно.

В.: -Докажите, что ваша команды равны по количеству.

-На сколько человек одна команда больше другой?

  1. Затруднение в ситуации.

3.1. Игра «Запасы на зиму»

Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором находятся весы, а также картинка с изображением белки (ежа) и пакет с солью (1 кг.)

В.: — Еж и белка собрали одинаковое количество одинаковых грибов, поэтому и соли им тоже нужно одинаковое количество.

-Как узнать, одинаковые ли по массе пакеты с солью купили друзья? (Можно сравнить пакеты по массе, положив их на чашки весов.)

-Но еж и белка живут далеко друг от друга, и этот способ не подходит.

Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что надо воспользоваться мерками.

-Какими должны быть мерки для того, чтобы можно было сравнивать пакеты с солью по массе? (Одинаковыми)

-Знаете ли вы такую мерку?

-Что вам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, какой меркой можно пользоваться для того, чтобы сравнивать по массе различные предметы).

  1. Открытие нового знания

В.: -Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попробовать догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу)

-Кто из вас видел, как взвешивают с помощью гирь?

Воспитатель ставит на каждый стол гирю в 1 кг и рассказывает, что мерка, известная всем, называется 1 килограмм. Показывает детям, как взвешивать с помощью гири: на одну чашу весов надо положить гирю, на другую – пакет с солью. Если весы окажутся в равновесии, то говорят, что масса соли равна 1 кг.

Каждая команда взвешивает свой пакет.

В.: -Чему равна масса соли в вашем пакете? И в другом пакете? (Масса соли одинакова, потому что в обоих случаях она равна 1 кг.)

  1. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка-ступенька к школе», ч.4(2))

№1. С.45.

«С помощью знаков  сравни  по массе орехи и грибы»

Дети садятся за столы и открывают тетрадь на странице 45.

В.: -Как вы думаете, что собирал для белки еж, а что собирала сама белка? (Еж собирал грибы, а белка – орехи.)

Воспитатель предлагает детям сравнить массу грибов и орехов. (Масса грибов больше, потому что она равна 2 кг., а масса орехов 1 кг.) Дети ставят нужный знак.

5.2. Работа в учебнике-тетради («Игралочка-ступенька к школе», ч.4(2))

 №3.с.46.

«Найди массу зверушек. Посади всех зверушек на качели так, чтобы качели были в равновесии».

В.: Когда лесные звери узнали о том, как надо пользоваться гирями для измерения массы, то все решили взвеситься.

— Какие гири уравновешивают ежа? (Гири в 1 кг и 2 кг)

-Сколько всего килограммов весит еж, какова масса ежа?

Дети проговаривают. А затем записывают:

1 кг +2кг=3кг

-Поставьте вопрос о массе зайца.

Дети: «Зайца уравновешивают гири в 1 кг, 1кг и 2 кг. Сколько всего килограммов весит заяц, т.е. какова масса зайца?»

В.: — Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Надо сложить 1кг, 1кг и 2кг.)

Дети записывают в тетрадях:

1 кг+1кг+2кг=

-Сколько килограммов весит заяц (4 кг.) Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.

-Придумайте задачу про лисенка.

Дети: «Лисенка уравновешивают гири в 2кг, 2кг и 2 кг. Сколько всего килограммов весит лисенок?»

-Решите задачу.

Дети проговаривают. А затем записывают:

2кг+2кг+2кг=

Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.

В.: -Найдите массу медвежонка самостоятельно.

Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.

В.: — Звери устроили на лесной поляне качели. В каком случае зверушки смогут покачаться на качелях? (Если с одной и другой стороны качелей масса сидящих будет одинаковой.)

В.: — На одну сторону качели уже сел лисенок, предлагаю рядом посадить ежонка. Какова будет масса лисенка и ежонка вместе?

Дети производят вычисления с помощью счетных палочек. (Их масса будет равна 9 кг.) Воспитатель записывает на доске.

Кто сядет на другую сторону качелей?

Дети самостоятельно перебирают варианты посадки зверей на качели.

В.: -Кого вы посадите на одну сторону качелей? (Ежа и медведя.)

Дети проводят ниточки от ежа и медведя к одной стороне качелей.

Чему равна их общая масса? (3кг + 7кг = 10кг.)

Дети записывают равенство в клетках под качелями.

-Кого вы посадите на другую сторону качелей? (Зайца и лису.)

Дети проводят ниточки от зайца и лисы к другой стороне качелей.

Чему равна их общая масса? (4кг + 6кг = 10кг)

Дети записывают равенство в клетках под качелями. Для проверки воспитатель записывает равенство на доске.

Звери благодарят детей за помощь.

  1. Итог занятия.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Где вы сегодня побывали?

-Кому смогли помочь?

-Какие новые знания дали вам возможность помочь зверям?