Материал подготовила: Воспитатель Плиева Светлана Ивановна
Мастер-класс для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
- Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
- Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
- Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
Оборудование: стулья, по количеству участников, пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды, карточки с загадками жёлтого и синего цвета, карточки с «загадками-близнецами», конспект.
Ход мастер-класса
- Организационный момент.
– Здравствуйте, уважаемые коллеги!
— Сегодня на мастер-классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.
Перед Вами предметы: пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.
(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.
Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное — отсеивает. Дети — как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).
- Вводная часть.
— Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Виды устного народного творчества.
- Основная часть.
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.
«Загадки – близнецы»
— Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку — близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.
- Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень?
Когда вставать.
- Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,
с иголками ходит. Иголки везёт.
- И комковато, 3. Меня режут – трут,
И ноздревато, Колотят – бьют,
И мягко, и ловко, А я всё терплю-
А всех милее. Людям добром плачу.
- Ночью не спит, 4. А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
без водички моется.
- Красные лапки, 5. В воде купался,
Длинная шея. Да сух остался.
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки.
6.В огороде Тит стоит, 6.В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит, Сам не берёт
Сам с грядок не берёт И воробьям не даёт.
И воронам не даёт.
- Растёт она вниз головой, 7. Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
- Шёл я мимо, 8. То блин, то полблина,
Видел диво: То та, то эта сторона.
Над домом у дорожки
Повисло пол лепёшки.
- Сидел на заборе, 9. Не ездок,
Пел да кричал, А со шпорами,
А как все собрались, Не сторож,
Взял да замолчал. А всех будит.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Игра «Скажи по-русски»
— Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить, насколько Вы близки, к истокам народного творчества. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. Баба с воза – кобыле легче.
Детская философия. Устами младенца глаголет истина.
Без страдания нет наград. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Первый из них всегда обречён. Первый блин комом.
Один старый и два новых. Старый друг лучше новых двух.
Кредиторы ждать не любят. Долг платежом красен.
Все пошли – и ты догоняй. Семеро одного не ждут.
Чужая рубашка опасна для жизни. Своя рубаха ближе к телу.
Будней – то пять, а выходных – два. Делу время – потехе час.
Конфликт поколений в курятнике. Яйца курицу не учат.
— А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра с платочком
Все идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Останавливается, кладет платочек на плечо и произносит:
На плече платок лежит,
Веселее попляши.
Играющий выходит в круг и танцует, с окончанием музыки танцующий становится Масленицей. Игра продолжается.
Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.
«Соедини несоединимое»
— Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
- Заключительная часть. (Продукт деятельности.)
«Модели сказок»
— А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели. Моделирование начитается с замещения одних объектов другими (реальных – условными).
(Участники делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа создаёт свою модель сказки. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки). Например: сказка «Заюшкина избушка» Избушка зайца лубяная – коричневый квадрат
Избушка лисы ледяная – голубой квадрат
Лиса – оранжевый круг
Заяц – белый круг
Собака – серый круг
Медведь – коричневый круг
Петух – красный круг
Сказка «Колобок»
Дед – коричневый треугольник
Бабка – Зеленый треугольник —
Колобок – желтый круг
Заяц – белый круг
Волк – серый круг
Медведь – коричневый круг
Лиса – оранжевый круг
— Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
Вывод: развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей. Так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».
А сейчас фотомонтаж «Использование фольклора в совместной деятельности с детьми»
Итог
— Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.