Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.
Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения, тренируются органы артикуляции, у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции. А благодаря проговариванию чистоговорок, скороговорок происходит автоматизация появившихся звуков.
Целью моей работы с детьми является развитие звуковой культуры речи через использование артикуляционной гимнастики, чистоговорок, скороговорок.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать формированию и развитию артикуляционной моторики.
2. Формировать произносительные навыки.
3. Развивать навыки дифференциации звуков.
4.Закреплять правильное произношение звуков в чистоговорках, скороговорках.
5. Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза
6. Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности.
Начиная с весны 2021 года, начала вести работу по развитию звуковой культуры речи с детьми среднего возраста. На начальном этапе познакомила детей с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке, а также сшитого мною мягкого пособия «Лягушка-говорушка». Первые упражнения, которые выполняли с детьми были статические, такие как «Лопаточка», «Заборчик», «Хоботок», «Бегемотик». На этом этапе упражнения повторяли 2-3 раза.
Затем включила в работу динамические упражнения, такие как «Часики», «Качели», Чередование «Заборчик-хоботок». Постепенно число повторений каждого упражнения увеличилось до 5-6 раз.
Детям трудно было запомнить названия и расположение артикуляционных органов. Чтобы облегчить им это, использовала игровые приемы, придумывали вместе с детьми сказки и забавные истории. Чтобы, лучше запоминалось, распечатала детям раскраски из пособия Т.А. Куликовской «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». Затем просто рисовали. Из рисунков собрали две книжечки.
В совместной деятельности с детьми при работе над выработкой правильного звукопроизношения старалась не забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.
— Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
— Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
— Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
Также мною было изготовлено пособие «Логокуб» для выполнения артикуляционной гимнастики. Позже возможности использования куба расширились, и с помощью его, проводились игры на автоматизацию появившихся звуков- это «Звуковые дорожки», проговаривание чистоговорок, скороговорок с опорой на картинки, а также игры на развитие процессов фонематического анализа и синтеза, на формирование лексико-грамматических категорий.
Мною были составлены альбомы «Артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка»
Для поддержания интереса и разнообразия мною была выполнена презентация «Артикуляционная считалочка», с помощью которой мы с детьми проводили утреннюю артикуляционную гимнастику.
Составила картотеку по артикуляционной гимнастике, где на каждый день включены упражнения на развитие дыхания, мимики, упражнения для щек, губ, языка, речевая зарядка.
Проводились игры на развитие фонематического слуха, а также на дифференциацию звуков: «Дружные звуки», «Найди звук», «Придумай слово», «Поймай звук», «Разговор шепотом», «Внимательные ушки», «Поезд», «Шура и Света», «Рысь и лось», «Сколько слов со звуком Ш », «Угадайте, какой звук играет с тобой в прятки», «Назови картинку и найди первый звук» и др.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей мною осуществлялась и продолжает осуществляться систематически. В свободное от непосредственной образовательной деятельности время: утром, — перед утренней гимнастикой можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы мною организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа мною может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке.
Родителям было предоставлено сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного звукопроизношения»
Мною были изготовлены картотека чистоговорок и карточки «Волшебные чистоговорки» в картинках. А также картотека скороговорок –мнемодорожки.
Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, мы с детьми делали это постепенно и старались следовать нескольким правилам:
— Учились произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.
— Учили скороговорку наизусть, при заучивании произносили её в обычном темпе.
— Учились произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.
Детям очень нравится читать чистоговорки и скороговорки с опорой на карточки. Часто мы читаем скороговорки , изменяя интонации, как диалог. Я читаю вопросительной интонацией: «Ры-ры-ры – воздушные шары?», а дети мне отвечают утвердительно: «Ры-ры-ры- воздушные шары!». Или читаем чистоговорку как маленькая мышка, сердитый волк, грозный медведь. Также с детьми мы стали сочинять свои чистоговорки, например: «Ша-ша-ша- наша Ксюша хороша», «Ра-ра-ра- у нас красивая гора», «Убка-убка-убка – на мне красивая юбка» и др.
В процессе работы по развитию звуковой культуры речи у детей старшего возраста через использование артикуляционной гимнастики, чистоговорок, скороговорок были выявлены следующие результаты:
-Улучшилась артикуляция у многих детей: движения стали четкими, амплитуда движений увеличилась у тех детей, у которых она была снижена; у тех у кого была напряженность органов артикуляции, она снизилась, общее качество выполнения улучшилось.
— А благодаря работе со звуковыми дорожками и с чистоговорками – вновь появившиеся звуки автоматизировались.
— С помощью скороговорок – закрепляли появившиеся звуки.
— У дошкольников улучшилось слуховое восприятие, речевой и фонематический слух. Большинство дошкольников овладели навыками звукового анализа: научились определять положение звуков в словах.
— Улучшились дикция, темп речи.