Конспект НОД в старшей группе  по образовательной области «Художественное творчество» «Волшебный  зимний пейзаж» (рисование в нетрадиционной технике с использованием ИКТ)

Интеграция образовательных областей: О.О. «Художественно-эстетическое развитие», О.О. «Речевое развитие», О.О. «Познавательное развитие», О.О. «Социально-коммуникативное развитие»

 Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и

обобщить знания о зиме.

Программные задачи:

— продолжать формировать  умения  детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования;

— развивать умения детей рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные

изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования

(рисование смятой бумагой, метод «тычкования»)

— расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме;

— воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному

краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

-воспитывать аккуратность при работе с красками.

Методические приёмы:

-информационно-рецептивный (рассматривание; беседа; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя)

— репродуктивный (закрепление знаний и навыков детей)

— исследовательский (развитие у детей познавательной активности  и умение экспериментировать с  художественным материалом и техниками  в  изобразительном творчестве)

— эвристический (самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности)

Материалы и оборудование: белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, тонированный лист бумаги, ватные палочки, музыкальное сопровождение.

Словарная работа: пейзаж, отпечаток.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей. Наблюдения

на прогулках за деревьями, их зимнем наряде. Составление описательных

рассказов о зимней природе, разучивание стихов русских поэтов о зиме.

Ход занятия.

В.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть рада я! Ребята,

в нашу группу пришло письмо из далёкой Африки.

«Здравствуйте, ребята! Мы живем в Африке.У нас очень жарко, круглый год мы купаемся и загораем. Сейчас у нас зима, поют птиц, цветут красивые цветы, в зимнем лесу растут кокосы на пальмах. Мы слышали, что у вас зимой все по-другому. Расскажите нам, пожалуйста, о вашей русской зиме. С нетерпением будем ждать ответа!»

В.: Ребята расскажем детям из Африки о нашей зиме?

Мы любим зиму за ее красоту. Зимнее время года, прекрасная пора –

одно из самых любимых в нашей стране. Зима наступает медленно и осторожно, будто боится испачкать свою шубку. Постепенно, белое и пушистое снежное

одеяльце покрывает озябшую землю, а деревья меняют унылые осенние наряды

на роскошные меховые белоснежные шапки и украшения. Любоваться зимней

красотой, которую часто почему-то называют злой и холодной, можно бесконечно!

-Ребята, что вы ещё можете рассказать о нашей зиме?
2-3 ребенка дают краткие описательные рассказы о зиме:
Зима – это холодное время года.
Зимой три месяца – декабрь, январь, февраль.

Все деревья стоят в снегу.
От снега все становится белым.
Зимой короткий день и длинная ночь.
Зимой часто бывают вьюги и метели.

Люди одевают зимой теплую одежду.

-Ребята, какие вы молодцы! как много вы знаете о зиме. Но вот в чем дело.

вы покане умеете писать. Как же нам рассказать детям далёкой Африки о

нашей русской зиме? (создание проблемной ситуации) Правильно, ребята,

мы нарисуем о зиме и отправим ребятам наши рисунки.

-Художники написали много картин о зиме, поэты воспевают волшебницу –

зиму в стихах. Сейчас мы рассмотрим несколько пейзажных картин о зиме.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь». Демонстрируется мультимедийная презентация с репродукциями картин художников о зиме).

В.: Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж? (Ответы детей)

— Верно, пейзаж – это изображение природы. Это картина, на которой

изображены лес, поле, река, озера.

— Вот такие удивительно красивые пейзажные картины написал русский

художник-живописец И.Э. Грабарь. «Иней», «Февральская лазурь»,

«Зимнее утро».

-Я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний

сказочный лес. Вы согласны?

Образная релаксация. (вхождение в образ)

Дети сидят на ковер, удобно, закрыв глаза. Фоном звучат звуки зимы

(например метель или хруст снега под ногами)

-Расслабились,
Глазки спокойно прикрыли,
Фантазию, воображенье включили,
Внимательно, слушая, строчку за строчкой,
Представьте лесную и зимнюю ночку.

С неба падают снежинки, и кружатся в танце

В паре с ветром, как пушинки,
И пугают зайцев.
Всё вокруг — как серебро — сверкает и искрится.

Молчат леса, не вскрикнет птица.
Темнеют заячьи следы.
В берлоге, между трёх сосёнок,
Храпит доверчивый медведь.

И месяц так беспечно тонок,
Что даже боязно глядеть…
1,2, 3, 4, 5 стали детки оживать.
Глазки тихо мы открыли,
И вокруг все посмотрели.

Ребята вы уже конечно представили, что будете рисовать.

-Расскажите, что вы будите изображать в своих рисунках.

(ответы детей).

Предлагаю выбрать вам листочки с фоном для своих рисунков.

Практическая часть.

В.:  Стволы деревьев мы будем рисовать кистью.

(самостоятельная работа детей)

-Крону наших деревьев рисовать мы будем необычным способом-смятой бумагой. Волшебные шарики смятой бумаги заменят нам кисточки. У вас на столах

несколько листов, давайте помнём бумагу и сделаем волшебный шарик.

(По показу воспитателя дети сминают шарики из бумаги. Одновременно

происходит разминка пальчиков и рук)
-У нас получились шарики смятой бумаги, они то нам и помогут визображении

снежной кроны деревьев.
(Показ воспитателем способа изображения кроны и сугробов, путём примакивания

смоченного в краске смятого шарика к альбомному листу.)
Дети дорисовывают пейзаж, воспитатель помогает им по мере необходимости.

-А снежинки мы нарисуем ватной палочкой, тогда они получатся маленькими

и легкими. Для того чтобы нарисовать снежинки, мы возьмем ватные

палочки, опустим их в баночку с белой краской и наносим точки.

Мы работаем методом тычкования.

(Самостоятельная работа детей)

— Молодцы, ребята, вот какой у нас получился зимний пейзаж.

А в лесу есть его лесные жители. У нас тут гости — заяц, лиса, волк, птицы.

Давайте поместим животных в наш сказочный зимний лес. Ведь без животных

в лесу скучно, пусто. А наши друзья из Африки, узнают какие животные

живут в наших лесах.

По окончании работы дети все рисунки складывают на один стол, создавая

один общий пейзаж.

Анализ работы.

— Давайте посмотрим на нашу картину. Чем мы его рисовали?

— Какое время года отражено в нашей работе?

— Как вы думаете, какой у нас получился зимний пейзаж?

— А чем вам больше всего понравилось рисовать?

-А как вы думаете наши рисунки понравятся ребятам из Африки?

(Ответы детей.)

-Ребята вы все очень старались. Рисунки у вас получились разные, красивые.

Мы составим из наших рисунков альбом и отправим его нашим

друзьям в Африку. Они обязательно узнают какая у нас бывает красивая, снежная, волшебная зима.