К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника
к письму?» — некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок
должен идти в первый класс. Многие не знают, или не догадываются, что
готовность руки к письму начинает формироваться в раннем детстве. У
малышей при выполнении различных видов деятельности (при собирании
пирамидки, выкладывании крупной и мелкой мозаики, расстегивании и
застегивании пуговиц, лепке, аппликации и т.д.), развивается мелкая
мускулатура рук. А ведь, что такое готовность дошкольника к письму? Это результат поэтапных действий, направленных на ребенка в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Так что, уважаемые родители, в дошкольном возрасте под воздействием взрослого у детей лишь совершенствуется, крепнет навык письма! Родители и педагоги дошкольных учреждений должны помнить о том, что наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. Причиной этого являются, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений. Рассмотрим детально каждую из этих причин и методы их устранения. В целом, это и будет хорошей подготовкой руки дошкольника к письму.
1.Интерес к освоению письма
Упражнения следует проводить в игровой форме, ставя вначале перед ребенком игровую и практические задачи: «дорисуй незаконченный рисунок», «соедини точки», «нарисуй рисунок по точкам», «проведи дорожку», «попади в цель» и др. Важно заинтересовать, показать значение письма.Если ребенок не захочет заниматься, его нельзя заставлять! Это может привести к стойкому нежеланию выполнять письменное задание. В этом случае нужно в начале заинтересовать его красивой тетрадкой, новыми цветными карандашами и т.п., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Успех радует ребенка, повышает мотивацию, поэтому поддерживайте ребенка эмоционально. Постепенно усложняйте графические упражнения!2.Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук,
скоординированность их движений. Для каждого возраста существуют
специальные приемы развития мелкой моторики. Дошкольникам будут
полезны следующие приемы и упражнения: пальчиковая гимнастика и
пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и глины, выполнение
движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание
бусинок), выполнение «закручивающих» движений (закручивание
крышек, гаек в конструкторе), специальные упражнения для подготовки
руки к письму.
3.Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя:
различные виды штриховки, рисуя, раскрашивая, копируя рисунки, обводя
контуры по точкам и пунктирным линиям, продолжая узоры различной
сложности.
При этом необходимо следить, чтобы ребенок вел линии сверху вниз и
слева направо, штриховал ровно, без пробелов, не выезжал за контур.
Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию
письменных букв и, тем более, использовать для подготовки к школе
школьные прописи. Уважаемые взрослые, занимайтесь с ребенком по
прописям для дошкольников, представленными в большом разнообразии на
прилавках наших книжных магазинов.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от
уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать
задачу и произвольно управлять своими действиями, обучаемости,
зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движения
руки, навыков пространственной ориентации. Даже если дошкольник рисует
много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого,
графический навык может формироваться неправильно. Для того, чтобы
графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны,
нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и при
организации занятий выполнять ряд правил письма (посадка, наклон
тетради, положение ручки в руке). Помните, что длительность заданий для детей от 6 лет и старше 6,5 лет-7-10 минут, затем нужно сделать перерыв,
выполнить упражнение для снятия напряжения и усталости.
Постарайтесь, чтобы ребенок получал удовольствие от результата
своих действий, и тогда вы сами получите удовлетворение от осознания того,
что его рука готова к письму.