РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫБОРУ КОНСТРУКТОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал подготовила воспитатель Драчева Е.Б.

Человек — созидатель. Это основное качество его личности. Потребность  в творчестве  появляется уже в раннем детстве. Она в известной мере удовлетворяется в строительной деятельности детей.

 Для того, чтобы малыши научились строить и обыгрывать свои конструкции, нужен некий толчок, старт. Именно поэтому конструирование из строительных материалов в детском саду занимает такое видное место. Оно имеет основополагающее значение и при подготовке ребенка к школе, формируя умение осваивать пространство, ориентироваться в нем.

Конструирование прекрасно развивает мелкую моторику и знакомит дошкольников с сенсорными эталонами. Многие виды изобразительной деятельности, доступные детям,  не дают такой четкости образа, как возведение построек. В лепке, например, ребенок получает аморфную массу глины, из которой пытается сам создавать объемные части  узнаваемых предметов. Это требует как развития  мелкой и крупной моторики рук,  так и других сложных умений. При работе карандашами или фломастерами, ребенок сталкивается с теми же проблемами.  Ему  трудно управлять своей рукой, координировать  ее движения глазом настолько, чтобы получилось  похожее  на задуманный объект изображение. При возведении построек  из кубиков, кирпичиков или других строительных элементов, мысли ребенка направляются на процесс конструирования предмета из уже готовых, правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном пропорциональном соотношении. Создание конструкции здесь достигается с меньшими трудностями. Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости и успеха.

Родителям необходимо помнить, что конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Биографии многих выдающихся техников – изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей  А.С.Яковлева, И.П. Кулибина,  Т.А. Эдисона и других. Конструирование развивает такие качества личности, как наблюдательность, точность восприятия, понимание технической сущности предметов, высокую сосредоточенность внимания. Постепенно вырабатываются последо-вательность и точность в работе, пространственное воображение, гибкость мышления, стремление добиться поставленной цели, способности к самостоятельному творчеству.

Чем богаче конструктивные возможности строительного набора, чем разнообразнее формы его деталей, тем скорее появляется большее количество построек у детей. Это объясняется тем, что формы деталей по ассоциации вызывают новые образы, например: призмы — крыши домов, конусы — башни замков или елочные аллеи, а цилиндры — колонны, столбы, трубы или колеса. У детей возникает желание воплотить возникшие образы в своих постройках. Но для того, чтобы избежать необдуманного нагроможения деталей, выдавать строительный материал необходимо определенными порциями в зависимости от возраста ребенка.

Например, для воспитанников раннего возраста (2-3года), которых привлекают действия взрослых, или старших детей, хороши модульные фигуры конструктора правильной формы, и, желательно, одного цвета.

В этом возрасте появляется потребность в общении, возникает  закономерный интерес к новым игрушкам, предметам, и  естественное стремление их поисследовать: взять в руки, потрогать,  постучать ими, поставить друг на друга. Всякие неточности  формы затрудняют создание  первых  устойчивых сооружений. Единство цветового решения деталей дает возможность целостного восприятия постройки. Наборы крупных, пластмассовых модулей, предлагаемых современными производителями – это идеальный, и что  очень важно, безопасный вариант для начальной стадии формирования конструктивных навыков. Можно порекомендовать для использования в ДОУ и дома конструкторы «Стена»«Кубики»«Берег детства».

Взрослым  нужно уметь вызывать чувство радости у ребенка, желание воспроизводить и обыгрывать постройки. Многократное повторение одних и тех же упражнений с конструктором, а так же игры с матрешками, пирамидками, занимательными коробками, фигурками-вкладками, бочатами, и другими играми приводит к усвоению первичных строительных навыков. Это: захват, выстраивание в ряд, друг на друга, нанизывание, распознавание простейших геометрических форм (работа с вкладышами), умение доставать предметы и складывать их обратно.

От родителей и педагогов требуется большое терпение и понимание поведения малыша. Все мамы и папы сталкивались с такой ситуацией, когда взрослый строит башенку или мостик несколько раз подряд, приглашая ребенка  поиграть с ним или попробовать сделать самому, а малыш каждый раз ломает постройку. Это не повод  для расстройства и  разочарования. Ребенок в этот момент запоминает детали и последовательность конструирования.

Когда он самостоятельно сможет воспроизвести ту самую башенку или мостик, тогда наступает время радости у ребенка. И тут необходим всплеск фантазии у взрослого: как обыграть ее, как продолжить игру?  Нужно  попробовать изменить сюжет или мотивацию, внести новый персонаж, хотя не исключено, что малыш, наоборот, будет требовать повторения одной и той же игровой ситуации. Повторяйте ее до тех пор, пока сам ребенок не «перерастет» этот сюжет.

  В младшем возрасте (3-4 года) ребенок приобретает большую самостоятельность, способность подражать, оказывать помощь друг другу, но его умения договариваться с товарищами еще невелики. Поэтому взрослому необходимо направлять коллективную деятельность. Дети в этом возрасте способны передавать в строительных играх несложные сюжеты из жизненного опыта. Строительство дорожки для  катания машин, мебели для чаепития матрешек, кроватки  для укладывания куколки, гаража для машинки, качельки для пупсиков, горки для шариков. 

С помощью конструктора и мелких игрушек, дошкольники учатся фантазировать, изменять ход событий,  выражать свое отношение к ним. У детей младшего возраста начинает появляться собственный замысел, который, правда, они не всегда могут воплотить самостоятельно. Но при целенаправленном руководстве взрослого, они способны к элементарному планированию своих действий. У девочек и мальчиков появляется желание добиться  задуманного результата, сделать лучше, чем  у других детей.

Строительство заборов, мебели,  дорожек, разной длины, ширины и высоты,  башенок, горок, лесенок, домиков, приводит к использованию менее габаритного, но такого же устойчивого и модульного комплекта деревянных строительных деталей. Это «Архитектор», «Томик»  или «Строитель» отечественного производства. Сдержанная цветовая гамма данных наборов не отвлекает от внешней формы конструкции, и ее частей, и в то же время формирует  художественный вкус ребенка. Постройки по памяти так же интересны детям этого возраста. Таким образом, перечень игровых приемов расширяется, а строительные навыки совершенствуются.

В среднем возрасте (4-5 лет) тематика детских построек более разнообразна, конструкции усложняются  (появляются замкнутые, закрытые, изолированные), а желание конструировать коллективно становится устойчивым. Поэтому, к привычным для детей наборам конструкторов добавляются фигуры разных размеров и усложненных форм (полуарки, полукубы, усеченные конусы, сегменты). Это дает возможность заменять недостающие детали крупных размеров набором из нескольких мелких деталей. Популярными становятся такие наборы конструкторов, как «Малыш», «Конструктор-пазл», мозаику «Полянка» и тематические  лего «Кроха», или «Строю сам». 

Гендерный подход обеспечивается разнообразием игрового материала. (Девочки, например, в отличие от мальчиков, строящих гаражи и дома, с удовольствием «обживают» маленькие  комнатки для кукол). В процессе обыгрывания любых построек взрослому следует побуждать детей к совместным действиям, например: в одном домике могут жить матрешки нескольких детей, по мосту и дорогам могут ездить машины многих ребят.

Так же можно увлечь детей постройками самостоятельных объектов для общей игры. Например: дом, дорога, магазин, детская площадка, заправка – это  общая игра  «улица», или «мой город». Необходимо обращать внимание детей на  цветовое решение  постройки в целом и ее  отдельных элементов,  так как детали  «лего» имеют насыщенную, яркую окраску. Их излишняя пестрота не  всегда позволяет ребенку объективно оценить внешние очертания конструкции и  может искажать художественный вкус.

Старший возраст (5-6 лет) характеризует умение наблюдать и замечать незначительные моменты, признаки, свойства деталей в процессе конструирования. В этом возрасте особое место занимает понимание условий игры, задач, указаний, способов действий. Дети рассуждают об увиденном (что, из чего, для чего, как сделано, как и  каким образом это можно сделать по-другому),  а так же учатся делать умозаключения (дом высокий, поэтому в основание нужно класть устойчивые детали). Приемы работы уже более разнообразны. Ребята строят по образцу, модели, по памяти, по схеме, по желанию…

Становится  актуальной тема взаимозаменяемости деталей (подумай, чем можно заменить эти бруски?). Детям старшего возраста  интересны наборы конструкторов с  мелкими элементами, употребляемые для окончательной отделки и украшения построек (флажки, заборчики, звезды, пики, деревья и кустарники). 

Сюжетное и тематическое строительство в малых группах особенно привлекает детей старшего возраста, так как общение со сверстниками очень важно и значимо. Дети в этом возрасте конструируют из всего (кукуруктор, плоскостной и объемный магнитные конструкторы,  пробки, бумага, картон, карандаши, счетные палочки, домино, спичечные коробки, детская мебель…). Строительные навыки  у них уже достаточно закреплены, а умение действовать по инструкции и проявлять фантазию успешно развиваются. Любой вид конструктора от пластмассового до металлического не залежится на полке ребенка старшего возраста. Главное — вовремя помочь и дать ценные инструкции.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) способны овладеть разнообразным по форме и размерам строительным материалом (от крупных модулей до мелкого «лего»). Разные наборы конструкторов дают возможность  сооружать постройки различного  назначения. Самостоятельность, умение планировать свои действия, обыгрывать совместно выполненные постройки делают доступными игры с тематическим  наборами («Сделай сам», «Юный кораблестроитель», «Зоопарк», «Паровозик», «Мега-блокс» с фигурками Микки-мауса и гномов-смурфов, «Тико-архимед» «Знаток», «Пифагор», «Подъемные краны», «Стройка», «Фантазия»),а так же выполнять работы в технике «оригами». Обычные конструкторы  могут дополняться детьми недостающими с их точки зрения предметами, которые они могут изготовить своими руками (для птицефермы слепить птиц из пластилина, для домика создать человечков из глины, нарисовать скатерти, коврики и шторы). Интегрированное творчество  дает более полное представление о жизненных ситуациях, которые дети обыгрывают в процессе конструирования. Еще  А.С.Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками – материалами из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности из материалов человек создает ценности и культуру».

Педагоги и родители  не зря с раннего возраста приучают детей разбирать постройки и складывать строительный материал обратно в коробки в конце  игры. Делать это, конечно, необходимо, но не всегда обязательно для детей шести – семи лет. Их постройки богаты по количеству деталей, отражают широкий круг явлений, и имеют важное для детей назначение. Игра с ними может продолжаться несколько дней, причем постройка будет совершенствоваться, и преображаться благодаря технической смекалке и находчивости дошколят.

Взрослым нужно просто выделить место для подобного вида творчества ребенка и сделать комфортным время пребывания в одном помещении. Игра с конструктором раскрывает перед ребенком практическую целесообразность конструирования, не позволяя думать о том, что это обычное, бессмысленное дело. Родителями и педагогам не следует оставаться безучастными и пускать на самотек подобные строительные игры. Желательно тоже принимать в них участие, незаметно, не изменяя содержания и навязывая новых тем игры, тем самым обогащать творческие замыслы детей, давая им возможность смело проявлять свою инициативу, вооружая их новыми конструктивными умениями, побуждая к объединению в игре.

Поэтому для успешного овладения детьми игровой строительной технологией и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создавать дома и в групповых комнатах детского сада соответствующие условия (комплекты конструкторов соответствующих возрастной категории детей, мелкие игрушки, транспорт, растения, наборы схем и инструкций, картиной, иллюстраций, фотографий с изображением различных конструкций, трафареты, бумага для оригами, уютная игровая зона или площадка.

Таким образом, под влиянием грамотного воздействия взрослого (педагога или родителя), направленного на обогащение конструктивного опыта детей всех возрастных групп, деятельность дошкольников существенно прогрессирует, приобретает целенаправленный, богатый по содержанию характер,  а значит, говорит о высоком уровнен развития ребенка, и его готовности в школе.

Человек- созидатель. Это основное качество его личности. Потребность созидать появляется уже в раннем детстве. Эта потребность в известной мере удовлетворяется в строительной деятельности детей. Для того, чтобы дети научились строить и обыгрывать свои конструкции, конечно же, нужен толчок, старт. Именно поэтому конструирование из строительных материалов в детском саду занимает такое видное место и имеет основополагающее значение при подготовке ребенка к школе, так как  оно формирует умение осваивать пространство, ориентироваться в нем и знакомит с сенсорными эталонами.

Известно, что многие виды изобразительной деятельности не дают такой четкости образа, как стройка. В лепке, например, ребенок получает аморфную массу глины, из которой он сам создает части предмета. Это требует довольно тонкого развития мускулатуры пальцев, сложных умений. В рисовании, получении изображения, вначале затруднено темп, что ребенку трудно управлять своей рукой, координировать  ее движения глазом настолько, чтобы получилось необходимое изображение. В стройке же, мысли ребенка направляются на процесс конструирования предмета из уже готовых правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном соотношении. Создание конструкции здесь достигается с меньшими трудностями. Строительные игры ценны и тем. Что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости и успеха.

Чем богаче конструктивные возможности строительного набора, чем разнообразнее формы его деталей, тем скорее появляется большее количество построек у детей. Это объясняется тем, что формы деталей по ассоциации вызывают новые образы, например – призмы – крыши домов, конусы- башни замков или елочные аллеи, а цилиндры – колонны, столбы, трубы, колеса. У детей тот час же возникает желание воплотить возникшие образы в своих постройках. Для избежания необдуманного,  безинтересного нагроможения деталей и непонимания того, как их использовать, выдавать строительный материал необходимо определенными порциями в зависимости от возраста ребенка.

Например, для воспитанников раннего возраста, которых привлекают действия взрослых, других детей, а так же у которых появляется потребность в общении, возникает интерес к новым игрушкам, предметам, и желание их потрогать, взять, постучать ими, хороши модульные фигуры конструктора, правильной формы, одного цвета. Всякие неточности  формы затрудняют создание прочных, устойчивых сооружений. А единство цветового решения деталей дает возможность целостного восприятия постройки. Наборы крупных, пластмассовых модулей, предлагаемых современными производителями – это идеальный , и что немаловажно, безопасный вариант для начальной стадии формирования конструктивных навыков.

НАЗВАНИЕ

    Взрослым же нужно уметь вызывать чувство радости у ребенка, желание воспроизводить и обыгрывать постройки. Многократное повторение одних и тех же упражнений с конструктором, а так же игры с матрешками, пирамидками, занимательными коробками, фигурками- вкладками, бочатами, и другими играми приводит к усвоению первичных строительных навыков. Это – захват, выстраивание в ряд, друг на друга, нанизывание, распознавание простейших геометрических форм, умение доставать предметы и складывать их обратно.

От родителей и педагогов требуется большое терпение и понимание поведения малыша. Все мамы и папы сталкивались с такой ситуацией, когда взрослый строит башенку или мостик несколько раз подряд, приглашая ребенка и проиграть с ним или попробовать сделать самому, а малыш каждый раз ломает постройку. Это не повод  для расстройства и  разочарования. Ребенок в этот момент запоминает детали и последовательность конструирования. Когда он самостоятельно сможет воспроизвести ту самую башенку и ли мостик, тогда наступает время радости у ребенка . И тут необходим всплеск фантазии у взрослого , как обыграть ее?  

  В младшем возрасте ребенок приобретает большую самостоятельность, способность подражать, оказывать помощь друг другу, но умения договариваться с товарищами еще не велики. Поэтому взрослому необходимо направлять их коллективную деятельность. Дети в этом возрасте способны передавать в строительных играх несложные сюжеты из жизненного опыта, то, что они непосредственно наблюдают в жизни. Строительство дорожки для  катания машин, мебели для чаепития матрешек, кроватку для укладывание куколки спать, гараж для машинки качельки для пупсиков, горки для шариков. С помощью конструктора и мелких игрушек, дети учатся фантазировать, изменяя ход событий, и выражая свое отношение к ним. У детей младшего возраста начинает появляться собственный замысел, который, правда, они не всегда могут воплотить самостоятельно. Но при целенаправленном руководстве взрослого, они способно к элементарному планированию своих действий. У них появляется желание добиться лучшего результата, сделать лучше, чем  у других детей. Строительство заборов, дорожек, разной длины и ширины и высоты мебели, башенок, горок, лесенок, домиков, приводит к использованию менее габаритного но такого же устойчивого и модульного комплекта деревянных строительных деталей. (это «архитектор» или «строитель» отечественного производства). Сдержанная цветовая гамма данных наборов не отвлекает от внешней формы конструкции и ее частей, но в то же время формирует эстетику и художественный вкус ребенка. Постройки по памяти так же интересны детям этого возраста. Таким образом, игровые приемы расширяются, а строительные навыки совершенствуются.

В среднем возрасте тематика детских построек более разнообразна, конструкции усложняются (замкнутые и закрытые), а желание конструировать коллективно становится устойчивым. Поэтому, к привычным для детей наборам конструкторов добавляются фигуры разных размеров и усложненных форм ( полуарки, полукубы, сегменты). Это дает возможность заменять недостающие детали крупных размеров мелкими. Популярными становятся такие наборы конструкторов, как «малыш» и «лего». В процессе обыгрывания следует побуждать детей к совместным действиям, например: в одном домике могут жить матрешки нескольких детей, по мосту и дорогам могут ездить машины многих ребят. Так же можно увлечь детей постройками самостоятельных объектов для общей игры. Пример: дом, дорога, магазин, заправка – это игра  «улица». Необходимо обращать внимание на красоту построек и цветового решения их частей, так как они имеют яркую окраску (чтобы не пестрило) необходимо и соблюдение симметрии в цветовом решении элементов постройки. Излишняя пестрота не позволяет ребенку объективно оценить внешние очертания конструкции и искажает художественный вкус.

Старший возраст характеризует умение наблюдать и замечать незначительные моменты, признаки, свойства деталей в процессе конструирования. В этом возрасте особое место занимает понимание условий игры, задач, указаний, способов действий. Дети рассуждают об увиденном (что, из чего, для чего, как, каким образом и как по другому), учатся делать умозаключения(дом высокий, поэтому в основание нужно класть устойчивые детали). Приемы работы разнообразны. Ребята строят по образцу, модели, по памяти, по схеме, по желанию,…) Становится  актуальной тема взаимозаменяемости деталей ( подумай, чем можно заменить бруски?) детям старшего возраста интересны наборы конструкторов с  мелкими элементами, употребляемых детьми для окончательной отделки и украшения построек ( флажки, звезды, пики, растения). Сюжетное и тематическое строительство в малых группах особенно привлекает детей старшего возраста, так как общение со сверстниками очень важно и значимо. Дети в этом возрасте конструируют из всего ( пробки, бумага, картон, карандаши, счетные палочки, домино, спичечные коробки, детская мебель), потому. Что строительные навыки закреплены, а умение действовать по инструкции и проявлять фантазию успешно развиваются. Любой вид конструктора от пластмассового до металлического не залежится на полке ребенка старшего возраста. Главное вовремя помочь и дать ценные инструкции.

Дети подготовительной к школе группы способны овладеть разнообразным по форме и размерам строительным материалом (от крупных модулей до мелкого «лего»). Разные наборы конструкторов дают возможность  сооружать постройки разного назначения. Самостоятельность, умение планировать свои действия, обыгрывать совместно выполненные постройки делают доступными игры с тематическим  наборами( «сделай сам», «юный кораблестроитель», «Подъемные краны», «стройка2 , «фантазия», а так же выполнять работы в технике «оригами». Однако, педагоги и родители с раннего возраста приучают детей разбирать постройки и складывать строительный материал обратно в коробки в конце  игры. Делать это хорошо и даже необходимо, но совсем необязательно для детей этого возраста. Их постройки богаты по количеству деталей, отражают широкий круг явлений, и имеют важное для детей назначение. Игра с ними может продолжаться несколько дней, причем постройка будет совершенствоваться, и преображаться благодаря технической смекалке и находчивости дошколят. Взрослым нужно просто выделить место для подобного вида творчества ребенка и сделать комфортным время пребывания в одной помещении. Игра с конструктором раскрывает перед ребенком практическую целесообразность конструирования, не позволяя думать о том, что это обычное, бессмысленное дело. Родителями и педагогам не следует оставаться безучастными и пускать на самотек подобные строительные игры. Желательно тоже принимать в них участие, незаметно, не изменяя содержания и навязывая новых тем игры, тем самым обогащать творческие замыслы детей давая им возможность смело проявлять свою инициативу, вооружая их новыми конструктивными умениями, побуждая к объединению в игре. Поэтому для успешного овладения детьми игровой строительной технологией и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создавать дома и в групповых комнатах детского сада соответствующие условия(комплекты конструкторов соответствующих возрастной категории детей, мелкие игрушки, транспорт, растения, наборы схем и инструкций, картиной, иллюстраций, фотографий с изображением различных конструкций, трафареты, бумага для оригами, уютная игровая зона или площадка.

Таким образом, под влиянием грамотного воздействия взрослого (педагога или родителя), направленного на обогащение конструктивного опыта детей всех возрастных групп деятельность дошкольников существенно прогрессирует, приобретает целенаправленный, богатый по содержанию характер,  а значит, говорит о высоком уровнен развития ребенка, и его готовности в школе.