В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песка. И это не случайно, ведь игра с ним как процесс самосознания ребёнка и спонтанной «самотерапии» известна с давних времён. Взаимодействуя с песком, ребёнок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя её направление.
В песочных картинах заложен важнейший психотерапевческий ресурс- возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе в песочнице. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Именно в песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребёнка.
Поэтому перенос обычных обучающих и развивающих заданий в песочницу даёт дополнительный эффект: повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.
Ребёнок, выступая в роли Волшебника и Творца, имеет уникальную возможность подходить к решению задачи без страха сделать какую-то ошибку – ведь на песке её легко исправить и добиться нужного результата, что создаёт для него комфортное психофизическое состояние в процессе обучения.
Большинство приёмов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти, мышления, творческой фантазии, фонематического слуха и восприятия, анализа и синтеза, графических навыков, связной речи.
Подбираемый материал и формы его подачи (фигурки, интонированность речи, пропевание звуков) на первых порах облегчают процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем задачу можно усложнить, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкции. Так можно знакомить детей с множеством звуков.
В процессе подобных игр ребёнок учится не только на слух выделять заданные звуки, но и соотносить их с буквами, которые он может нарисовать пальцем, палочкой, «вылепить» или «вырыть» на песке. Один из принципов этих игр – непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоящая сказка. Сначала ребёнок строит дом, где живут герои (фигурки), играет с ними и знакомыми буквами, развивая произвольное внимание, память, мышление. Знакомясь со звуками и символами в процессе песочных игр, он постепенно усваивает понятия звук, слог, слово и может и не только лепить, но и писать печатными буквами на песке, создавая слова и разрушая их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще, чем на бумаге, что для ребёнка очень важно, так как он не фиксирует своё внимание на ошибках и неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.
Чередование основных занятий по звукопроизношению и обучению грамоте с играми на песке на подсознательном уровне, через слуховое , зрительное, тактильно- кинестетическое восприятие позволяет ребёнку усваивать элементы грамоты.
Не аппелируя пока понятием, он уже знает буквы и начинает неосознанно, на первых порах соотносить звуки и их графическое изображение. Это – один из элементов опережающего обучения грамоте.
Основные принципы игр на песке.
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т. д., что позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию и личностную заинтересованность ребёнка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строй речи.
Необходимое оборудование для организации игр на песке.
1. Песочница (50 х 70 х 8 см) для подгрупповых занятий.
2. Чистый, просеянный песок.
3. Наборы миниатюрных предметов, игрушек, картинок, различных деталей, имитирующих растительный мир; различные природные предметы: кристаллы, камни, куски дерева, металл, семена, перья; фигурки людей, животных ( в том числе мифических),обитателей водного мира.
4. Различные варианты жилища (домики, замки, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки, транспорт, посуда).
Если для занятий не хватает фигурок – образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Ожидаемые результаты.
Обязательное отслеживание активности каждого ребёнка на занятиях:
— сформированность навыка общения, взаимодействия в коллективе;
— навыка правильного звукопроизношения;
— фонематического слуха и восприятия;
— навыка звукового анализа и синтеза;
— развитие мелкой моторики;
— сформированность графических навыков;
— активизация словаря;
— развитие связной речи;
— логического компонента мышления;
— расширение общей осведомленности.