ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современный  мир  непрерывно  меняется,  а  с  ним  меняются  и  наши  дети. Соответственно,   система   образования   предъявляет   новые   требования   к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одним из путей модернизации в образовании, является информатизация.  Компьютеры  уже  давно  стали  неотъемлемой  частью  нашей жизни. Даже в детском саду уже невозможно представить себе работу без них. Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. Поэтому  для  нас  педагогов  важно  с  помощью  информатизации  создать условия  для  ребенка  по адаптации в  современной  жизни,  важно  помочь  ему войти в мир новых технологий, научить работать с информацией,

организовать процесс  обучения  так,  чтобы  на  музыкальных  занятиях  ребенок  занимался активно и с увлечением, т.е. создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать  воображение  и  творческие  способности,  проявлять  познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь музыкальному руководителю в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ:

— детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность,

— осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.

При  этом  использование ИКТ  позволяет  эффективно  развивать все  виды

восприятия у  дошкольников  (слуховое,  зрительное,  чувственное),  а  так  же

задействовать все виды памяти (зрительную, образную, слуховую и др.).

Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий материал.

Так как мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, они оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольников, каждый элемент мультимедийных технологий должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей, материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного и вызывать  у  детей  интерес  к  учебному  процессу, важным моментом является

и смена видов музыкальной деятельности.

Преобладающей  формой  мышления  детей    дошкольного  возраста  является наглядно-образное  мышление. Поэтому  в  работе  с  детьми  я  часто использую показ обучающих фильмов, сказок, мультфильмов, в которых звучат шедевры  мировой  классики,  актуальные  для определённой  темы  занятия,  показ презентаций,  видео-иллюстрации для сопровождения музыкальных произведений при слушании  музыки, музыкально-дидактические  игры, викторины,  тестовые задания, конкурсы.

Дети, опираясь на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают  определенные  логические  умозаключения,  эмоционально  реагируют на произведения  изобразительного  искусства, музыкальные  и  художественные произведения.  Таким  образом,  организуется единый  процесс  образного восприятия и активной мыслительной деятельности детей.

Включившись  в  работу  по  использованию  ИКТ,  я пришла к  выводу: что средства новых информационных технологий необходимо включать во все виды музыкальной  деятельности в  детском  саду:  слушание  музыки,  пение, музыкально-ритмические движения,  музыкально-дидактические  игры, детское

музыкальное творчество.

При восприятии  музыки это  может  быть  демонстрация  портретов композиторов,  иллюстраций,  репродукций  к  музыкальному  произведению,

подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в

концертный  зал,  изучать  творчество  композиторов,  познакомится  с  разными

музыкальными жанрами, музыкальными инструментами. Интересно,  ярко  и  доступно можно  познакомить  дошкольников  с  разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации,  но  и  видео-ролики.

Мультимедиа  презентации  позволяют обогатить  процесс  эмоционально-

образного  познания,  вызывают  желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых  объектов  позволяет  быстрее  и  глубже  воспринимать  излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает  ведущее  место  в  системе  музыкально-эстетического

воспитания  детей  дошкольного  возраста.  Этот  вид  деятельности  также

предполагает использование информационно-коммуникационных технологий:

— при проведении дыхательной гимнастики  («Подуем на тучки, на снежинки,

на одуванчик»);

— в  классических  упражнениях

— распевках  для  развития  звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной;

— в  работе  над  чистотой    интонирования    (технологии  О.  Кацер, Т.Э.Тютюнниковой  «Рисуем  голосом») к  упражнениям  на  развитие  голоса, певческого  диапазона  с использованием  видео-иллюстраций с  элементами

анимации;              

— в использовании опорных рисунков для обучения заучиванию текста песен,

овладения приемами работы с мнемотаблицами.

Бабочка.

– необходимо  на  звук  «а»  голосом  заполнить  пространство  от начальной до конечной точки линии при помощи глиссандо)(мнемотаблица)

Также  для  выразительного  пения,  понимания  смысла  слов,  музыкального образа  песни,  могут  использоваться  презентации к различным  песням, видео  с записью хорошо поющих детей, профессиональных певцов.

Применение  ИКТ  при  выполнении музыкально-ритмических  движений

помогает  воспитанникам  качественно    выполнять  упражнения,  перестроения,

соблюдать их последовательность и выразительность. В данном виде музыкальной деятельности эффективны игры на перестроения и ориентировку в пространстве:

— экран – это пространство зала, задача: найти своё место в зале, согласно схеме.

Детям очень нравятся видео-презентации, в которых герои детских передач, мультфильмов показывают ребятам движения. Мне нужны активные помощники, я предлагаю всем нам немного размяться….(Чударики)

В  разделе «Игра на детских музыкальных инструментах», в  работе  по обучению  воспитанников  элементарному  музицированию можно использовать презентации для  знакомства  с  музыкальными  инструментами  и  спецификой  их звучания, а также обучающие модели, при помощи которых дети  знакомятся

с ритмическими  схемами,  помогающими  правильно  передавать  ритмический

рисунок  хорошо  знакомых  мелодий,  песен,  работать с  видео-партитурами  для

игры в оркестре.

Музыкально-дидактические   игры,   продемонстрированные   в   виде

презентаций,  позволяют  в  доступной,  привлекательной  форме  развивать

тембровый,  динамический  слух,  чувство  ритма,  характера  музыкального

произведения.

У  музыкального  руководителя  есть  возможность  применять  различные

образовательные  средства  ИКТ не  только на  музыкальных  занятиях, но  и  на

праздниках  и  развлечениях. Использование  ИКТ  средств  сокращает  время  на

подготовку  к  досугам,  разнообразят  их,  очень  нравятся  детям  и могут использоваться как часть декорации. Но при этом очень важно соблюдать требования СанПиНа.

Таким  образом,  использование  компьютерных  технологий  в  музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Для  педагога,  интернет  ресурсы  значительно  расширяют  информационную базу  при  подготовке  к  занятиям,  связанную  не  только  с миром  музыки,  но и  с миром  искусства  в  целом.  А  умение  пользоваться  компьютером  позволяет разрабатывать  современные  дидактические  материалы  и  эффективно  их применять.

Но  не  стоит  забывать,  что  использование  ИКТ  в  музыкальном  воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким   бы   положительным,   огромным   потенциалом   не   обладали информационно-коммуникационные   технологии,   заменить   живое   общение педагога с ребенком они не могут и не должны.

Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда остаётся за музыкальным руководителем.