«Сенсорная комната как средство сенсорного и познавательного развития дошкольника»

Одним из видов современных методов здоровьесбережения детей с ОВЗ являются занятия в сенсорной комнате — особым образом организованной окружающей среде, наполненной различного рода стимуляторами, которые положительно воздействуют на психическое и эмоциональное состояние ребенка.

Сенсорная комната — это организованное пространство, воздействующее на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. В комнате размещается безопасное (без твердых поверхностей, острых углов) оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения. Благодаря такой среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится контролировать.

В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность. Во-вторых, это способ развития чувственного восприятия, стимуляция правого полушария коры головного мозга. А правое полушарие отвечает за творческое мышление, воображение, интуитивное принятие решений. Что делаем в сенсорной комнате? Сенсорная комната — это не игровая, где ребенок проводит досуг и отдыхает. Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет упражнения с использованием оборудования. 

Сеансы в сенсорной комнате направлены на:

— снятие эмоционального и мышечного напряжения;

— снятие негативных эмоций и состояний;

— снижение двигательного тонуса;

— снятие зрительного напряжения после лечения;

— формирование навыков саморегуляции;

— стимуляцию зрительных и тактильных ощущений;

— активацию различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

— снижение уровня тревожности, агрессивности, коррекцию страхов;

— развитие познавательных процессов;

— развитие двигательной активности;

— создание психологического комфорта.

Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.

При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Методы работы.

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методы свето, цвето, звуко- терапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.

Оборудование сенсорной комнаты в ДОУ.

  • Комплект для познавательного развития «Интошка» (5 тематических наборов: «Ориентация на плоскости и зрительно-моторная координация», «Основные геометрические фигуры и их преобразование», «Классификация по цвету, размеру и форме», «Сходство и различия пространственных объектов», «Элементарные математические представления»)
  • Развивающая игра «Сенсино» (мольберт, развивающие вкладыши)
  • Робототехнический набор (развивает логическое мышление ребенка и позволяет изучать азы программирования во время игры)
  • Интерактивный стол (развивающие игры от 3-7 лет)
  • Набор межполушарного развития (функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека)
  • Световой стол песочница (игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию, снижает уровень нервно-психического напряжения)
  • Световой, водный стол;
  • матрас-кресло с гранулами (комфортабельный, мягко поддерживает и принимает форму тела);
  • мягкая мебель (диван, кресло)
  • светильник «Вращающийся шар» (развивает воображение, способствует релаксации);
  • настенное панно «Звездное небо»;
  • гимнастический мат;
  • тактильная дорожка (для развития чувствительности, тренировки навыков ходьбы и массажа ног, укрепления голеностопного сустава и предотвращения появления продольного и поперечного плоскостопия; способствует развитию координации движений);

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.