ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ  ПАЛЬЦЕВ  РУК

НА  РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Ученые   установили   закономерность:  уровень  развития  ребенка находится  в  прямой  зависимости  от  степени  развития  тонких  движений

пальцев  рук.   Эта  польза  пальцев  была  известна  (бессознательно понятна) очень  давно.   Талантливые  люди   из  народа   создавали  такие  детские потешки,   как  « ЛАДУШКИ»,  

 « СОРОКА»  и  другие,  в  которых  мать заставляет  работать  пальцы  ребенка.    Физиологи  специальными  экспериментами    подтвердили  роль  пальцев  ребенка  как речедвигательного органа  и  объяснили  причину  этого  явления.

Дело   в том,  что  в  головном   мозге  двигательная  речевая   область является  частью  общей  двигательной  области:   большой  участок  почти   треть  всей  площади,   движениями   органов  речи.  Следовательно, тренировка  тонких  движений  пальцев  рук   стимулирует   и  речедвижения.

Уровень   развития   мелкой  моторики —  один   из  показателей  интеллектуальной   готовности  к  школьному  обучению.

Обычно у   ребенка,   имеющего  высокий   уровень,   развиты   память  и   внимание,  связная  речь.

Начинать  работу   по   развития  мелкой     моторики   нужно  с  самого раннего    возраста.   Уже   в  младенческом  возрасте  можно  выполнять массаж   пальчиков,  воздействуя   тем  самым  на  активные  точки, связанные  с  корой  головного  мозга.  В  раннем  и  младшем   дошкольном

возрасте   нужно  выполнять  простые  упражнения,  сопровождаемые стихотворным   текстом,   не   забывать  о   развитии   элементарных  навыков самообслуживания:  застегивание  пуговиц   и   застегивание  их, завязывание шнурков   и   т.д.     И, конечно,  в старшем  дошкольном   возрасте  работа по развитию   мелкой  моторики   и   координации движений   руки   должна стать  важной   частью  подготовки  к   школе.

КОМПЛЕКС   МЕР,

СПОСОБСТВУЮЩИХ   РАЗВИТИЮ  ДВИЖЕНИЙ   РУК  И  РУЧНОЙ   УМЕЛОСТИ.

— Запускать   пальцами   мелкие  волчки;

— Разминать  пальцами  пластилин, тесто;

— Катать  по   очереди  каждым   пальцем   камешки,  мелкие  бусинки, шарики;

— Сжимать  и  разжимать   кулачки,   делать  мягкие,   которые  можно легко  разжать  и  в  которые  взрослые   может  просунуть  свои   пальцы, и   крепкие,   которые  не   разожмешь;

— барабанить   всеми  пальцами    обеих   рук  по  столу;

— махать  в  воздухе  только  пальцами;

— кистями  рук  делать  « фонарики»;

— хлопать  в  ладоши  тихо  и громко,  в разном  темпе;  

— собирать  все  пальцы  в  щепотку;

— нанизывать  крупные  пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку;

— завязывать   узлы   на  толстой  веревке,  на  шнурке;

— застегивать  пуговицы,  крючки,  молнии,  замочки,  закручивать  крышки,   заводить  механические  игрушки  ключиками;

— закручивать  шурупы,  гайки;

— игры  с конструктором,  мозаикой,  кубиками;

— складывание  матрешек;

— рисование  в  воздухе;

— мять  руками   поролоновые  шарики,  губку;

— рисовать,  раскрашивать,  штриховать;

— резать  ножницами;

— рисование   различными   материалами (ручкой,  карандашом,  мелом, цветными   мелками,  акварелью,  гуашью  и  т. д.)

Очень  важной  частью  работы  по  развитию  мелкой  моторики  является  «пальчиковые  игры».  Игры  эти,  эмоциональные.   Они  увлекательны  и  способствуют   развитию,  творческой  деятельности.        

« Пальчиковые  игры»  как  бы  отображают  реальность  окружающего мира, предметы,    животных, людей,  их  деятельность,  явления  природы.

В  ходе « пальчиковых  игр»  дети,  повторяя  движения  взрослых, активизируют  моторику рук.  Тем  самым   вырабатывается   ловкость, умение  управлять  своими   движениями,  концентрировать  внимание    на  одном  виде  деятельности.

Кроме  пальчиковой  гимнастики,  существуют  и  различные  графические упражнения,  способствующие  развитию  мелкой  моторики  и координации  движений  руки,  зрительного восприятия  и  внимания.

Выполнение  графических   упражнений  в  дошкольном  возрасте  оченьважно   для  успешного   овладения  письмом.  Детям  предлагаются разнообразные  графические  упражнения,  такие  как:

— рисование  разнообразных  дорожек (прямых,  извилистых,  широких, узких).

Дорожки  могут  быть  горизонтальными  и  вертикальными;

 — штриховка.   Существуют   различные  виды  штриховки:  горизонтальная, вертикальная,  по  диагонали,  волнистыми  линиями,  круговыми, полуовалами,  петлями  и  т.д.

— обводка  рисунка  точно  по  одной  линии,  не  отрывая  карандаша

от   бумаги;

— соединение  точек  одной  линий,  стараясь   не  отрывать  карандаш  от  

 бумаги;

 -«клубочки»-  обвести  клубочки  по  точкам,  не  отрывая  карандаш  

 от   бумаги; Клубочки   можно  наматывать  от  центра  или  от  края   по  часовой стрелке   и против;

  -рисование  фигур  —  внутри  большой  постепенно  уменьшающиеся фигуры,  а  вокруг  маленькой  —  постепенно  увеличивающиеся фигуры;

— продолжи  узор  по  клеточкам;

— дорисуй  картинку  — дорисовывание  второй  половинки  так;  чтобы она    была  похожа  на  первую;

— графический  диктант;

— нарисовать рядом  такую  же   картинку,  как  на образце.

             Работа   по  развитию    движения  рук  должна проводиться   регулярно,   только  тогда будет  достигнут    наибольший    эффект   от  упражнений.   Задания   должны   приносить    ребенку    радость,  не  допускайте   скуки   и  переутомления.