«Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста»

  Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. Сухомлинский говорил, что ребёнок по природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Для гармоничного развития личности ребёнка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

   Один из распространённых видов изобразительного искусства — аппликация, даёт большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса, а также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку.

   Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения , чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

-внимание;

-мышление;

-координация;

-воображение;

-наблюдательность;

-зрительная и двигательная память;

-речь.

   Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Иначе говоря, если у ребёнка ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находиться на кончике его пальцев». Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром.

Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществлять и определять степень готовности каждого ребёнка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

   Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но в процессе её изготовления у ребёнка формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки, ребёнок приобщается к творчеству, переживает радость созидания; лучше представляет, осознаёт, что он делает, и знает, какой затем получит результат.

   Самодельные подарки и игрушки — не только осязаемый результат увлекательных занятий с различным материалом, но и невидимый для глаз — развитие нестандартного мышления и воображения. Ваша фантазия плюс немного терпения, а в результате — красивая и оригинальная вещица, которую невозможно купить в магазине!

   Таким образом, приобщив ребенка к изобразительному творчеству, мы сможем помочь ему само выражаться. Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного. А это и есть одна из главных задач воспитания.