Консультация для  педагогов на тему:

 «ПРИОБЩАЕМ  ВОСПИТАННИКОВ К РАБОТЕ С НИТЬЮ»

  «Чем больше мастерства в детской руке,

                                                                                                       тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Цель: Ознакомление педагогов с процессом изготовления поделок из ниток, используя нетрадиционные техники работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей.

Задачи:

Расширять представления педагогов о различных техниках и методах работы с нитками; познакомить с этапами работы над выполнением изделия; формировать умения правильно организовывать и планировать творческий процесс труда. Развивать творческие способности; художественно- эстетический вкус. Воспитывать аккуратность в работе; вызывать положительные эмоции к творческой деятельности ее результатам.

Актуальность: Консультация предназначена для профессионально – педагогического роста педагогов, желающих творить и создавать.

Приобретенные навыки и умения помогут педагогам создавать удивительно интересные изделия почти из бросовых материалов. Очень большое значение для работы с детьми дошкольного возраста имеет применение в работе различных материалов. Рассматривание и изготовление различных поделок из ниток вызывает у детей восторг, взрыв эмоций, желание творить снова и снова.

Новизна данногосостоит в том, что используя почти бросовый материал, можно создавать настоящие шедевры . Это и настенное панно, сувениры, игрушки, украшения, аксессуары к интерьеру, одежде и т.д., различные аппликации.

Теоретическая часть.

Консультация по теме «Приобщаем воспитанников к работе с нитью» направлен на:

  • Обогащение детского творческого развития;
  • Развитие сотрудничества детского сада с семьёй;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам.

      Приобщение ребенка к искусству – это приобщение к культуре народов, введение его в мир себе подобных, в жизнь духовную и социальную. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, невозможно становление цельной, гармоничной личности.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого ручной труд детей в детском саду и дома.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения.

Зачастую ребёнку бывает недостаточно привычных традиционных способов, средств изображения предметов и оформления работ. Поэтому предлагаются инновационные технологии, такие, как нетрадиционная работа с нитками — «ниткотворчество».

Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.  

Работа с нитками и другим дополнительным материалом поможет ввести детей в волшебный мир творчества. А для творчества необходимы любовь и желание, а также знания и навыки творческой деятельности.

Основная задача по нетрадиционной работе с нитками – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает свою работу то в последствии  в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

При планировании форм и методов работы с детьми учитывается активная познавательная и практическая деятельность детей, обеспечивающая развитие творческого воображения, эстетических чувств, развития речи.

Большое влияние на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, речи оказывает труд (рассматривание, анализ структуры образца, способ его изготовления).

Благоприятный эмоциональный настрой, радость общения в труде, очень важны для общего развития ребенка.

Методика организации работы детей основывается на принципах дидактики, систематичности, последовательности, доступности и др.

Организуя работу, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, ручной труд. Очень важно использовать при этом художественную литературу, музыку, произведения искусств. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, художественные произведения воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащают их словарный запас, художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.

Пряжа – превосходный, распространенный и доступный материал для творчества. Ведь нитки есть почти в каждом доме, и обычно, в немалом количестве, особенно у тех , кто увлекается вязанием. Существует такой вид рукоделия – поделки из ниток, при этом получаются очень красивые и необычные изделия, а главное, выполненные с душой и теплом рук. Поделки из ниток позволяют нам не только избавиться от оставшихся маленьких клубочков, но и вдохнуть в них новую жизнь.

Для творчества можно использовать любые подходящие по цвету , структуре и толщине нитки, как новые, так и бывшие в употреблении. Поделками можно заниматься для души, в кругу семьи, применять подобные навыки в педагогической практике.

Чтобы научиться создавать поделки из ниток своими руками , потребуются определенные усилия, но. тем не менее, освоить этот вид рукоделия может каждый. К тому же, создание различных вещиц из ниток – это еще увлекательное и захватывающее занятие.

Нитки можно сочетать с картоном, бумагой, клеем, бусинами, пуговицами и бисером, проволокой, тканью и т. д. Уникальная поделка станет изюминкой интерьера любого помещения, дополнительным аксессуаром гардероба модницы.

Работа с нитками очень нравится и детям, работать можно как коллективно так и индивидуально. Такие занятия позволяют детям побольше общаться, вызывают желание создать что-то новое и красивое для своих близких. Работа с нитками развивает мелкую моторику рук , формирует эстетический вкус и позволяет ребенку видеть прекрасное в привычных вещах.

Прежде чем приступить к выполнению работ, нужно приготовить необходимый материал: пряжа разного цвета, ножницы, картон, клей, ткань и простой карандаш.

Оригинальным  и доступным способом рисования является ниткография – это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

Практиковать рисование нитками в детском саду можно уже со средней группы. Вначале это будут совсем простые образы, например, коллективная композиция «Корзинка с клубочками». Воспитатель выкладывает самый крупный элемент — корзину, а малыши дополняют её разноцветными клубочками (спиральки из ниток).

Вначале воспитанники средней группы создают совсем простые образы.

Со временем работа усложняется, появляется более сложное контурное изображение и «штриховка».

Основные приёмы ниткографии.

Вначале на основе выполняется рисунок простым карандашом. В средней группе это делает воспитатель, старшие же дошкольники — самостоятельно.

После этого контур изображения промазывается клеем, затем к нему приклеивается нитка. Элементы образа можно полностью заполнить пряжей в соответствии с цветовым замыслом композиции.

В зависимости от возраста дошкольников и степени развития их мелкой моторики можно использовать различные приёмы ниткографии: нити скручиваются в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны (изображение от этого становится ещё объёмнее).

Нитки можно выкладывать эффектными волнами — это создаст эффект объёма

Плотность и направление пряжи может быть любой. Например, круглые объекты удобно заполнять по спирали, квадратные и прямоугольные — параллельными линиями. Главное — избегать пространства между нитками.

Элементы образа можно заполнять нитями по спирали либо параллельными линиями

Воспитанникам, начиная с младшей группы,   можно предложить сделать аппликацию (техника «ниточный ковер») из ниток –  мелко нарезать пряжу и заполнять ею рисунок, предварительно намазав основу клеем. После приклеивания нити нужно слегка прижать к основе руками или листом бумаги. Это увлекательное занятие, которое точно ему понравиться и принесет немало пользы. Картины из ниток мягкие, пушистые, приятные на ощупь и ярко выглядят. 

Заключение.

Занятие с нитками не только замечательный способ плодотворно и творчески провести свое свободное время, это еще и удивительный мир многообразия положительных эмоций. Вероятно, именно поэтому изготовление изделий с применением ниток находит все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Творчество во всех его проявлениях играет огромную роль в воспитании молодого поколения, формировании его культурных запросов, эстетического вкуса, расширении кругозора.

Литература.

1.Божович Л.И. « Творим своими руками» — Тв. Эрудит ,2010г.

2.Григорьева А.Д. « Мои рукоделки» -М.Эврика,2010г.

3.Алиева Л.Г. «Поделки на досуге»- М. Владос,2004г.

4.Журнал «Ручная работа» № 8,2011г.

5.Конышева Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников»- М. «Просвещение», 1999г.

6.Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник»- М.1998г.

7.Эйнон Д. « Творческая игра от рождения до 10 лет» — М. 1995г.