Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия

Для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направлены на решение экономических проблем, особенно актуальным становится вопрос о молодом поколении, его физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном положении и развитии.

Первоочередной проблемой, с которой приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

По данным статистики, свидетельствующей об остроте проблемы:

— Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов.

— В общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения.

— В России регистрируется свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, а самое опасное социальное последствие насилия по отношению к детям — дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Виды жестокого обращения с детьми:

1.      физическое,

2.      сексуальное (развращение),

3.      психическое (эмоциональное),

4.     моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Знаниями в этой области должны владеть родители, педагоги, психологи, медики, работники образования, чтобы своевременно обратить внимание на ребенка, на его проблему, оказать ему необходимую помощь и предотвратить последствия насилия.

1)Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка:

Поведенческие и психологические индикаторы:

задержка развития, малоподвижность;

дети могут становиться агрессивными, тревожными;

могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и  играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой;

тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Возраст до 3 лет:

  • малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • редкая улыбка и проявления радости;
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

  • отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • лживость, воровство;
  • копирование поведения взрослых;
  • жестокое отношение к животным;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике.

Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

— разные по времени возникновения;

— в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

— непонятного происхождения;

— имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные  ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки,  отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания,  одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

— родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

— следы травм различной давности;

— родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

— обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

— не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

— отсутствует обеспокоенность за  здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

— повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

2. Моральная жестокость — (отсутствие заботы о детях) – отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку.

Влияние моральной жестокости на ребенка

Поведенческие и физические индикаторы проявления моральной жестокости:

— не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

— ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

— нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

— не ходит в детский сад, школу, прогуливает уроки, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

— устает, апатичен, сонный вид, опухшие веки, имеет отклонения в поведении.

а так же:

-неумение играть;

— постоянный поиск внимания или участия;

— крайности поведения — инфантилизм или принятие роли взрослого,

— поведение в «псевдо взрослой манере»,

-агрессивность или замкнутость,

— неразборчивое дружелюбие или не желание общаться;

-жестокость к животным;

— раскачивание на стульях,

-сосание пальцев.

3) Психологическое (эмоциональное насилие) — как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение».

Признаки психологической (эмоциональной) жестокости

со стороны взрослого:

— обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

принижение его успехов, унижение его достоинства;

— отвержение ребенка;

— длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

— совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

— причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

-лишение ребёнка социальных контактов (принуждение к одиночеству);

-предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

— негативная характеристика ребенка;

— постоянное сверхкритичное отношение к нему;

— оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

— нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;

— отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;

— перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Признаки психологической (эмоциональной жестокости) у ребёнка:

— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

— попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

— уступчивость, податливость;

— ночные кошмары, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

-нарушение сна, отсутствие аппетита;

-длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-беспокойство, тревожность, агрессивность;

-склонность к уединению;

-неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-плохая успеваемость;

-низкая самооценка;

-чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

-угрозы или попытка самоубийства.

4) Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Обеспечение    безопасности   ребенка   во   многом   связано   с предостережением  его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но   этого  все-таки  может  оказаться  недостаточно,  чтобы  избежать сексуального  насилия:  в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний,  а  человек,  которого  ребенок  знает,  зависит от него, доверяет  ему  или  даже  любит.

Влияние сексуального насилия на ребёнка

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие в дошкольном возрасте:

— ночные страхи, кошмары;

-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

— открытая мастурбация;

— несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;

— беспричинные нервно-психические расстройства.

— ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные  или необычные сексуальные познания или действия;

— может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

— может жаловаться на физическое нездоровье;

— скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК

ПОДВЕРГАЕТСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ?

Необходимо помнить, что существуют ФАКТОРЫ  РИСКА, (обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми).

Их нужно знать всем, кто непосредственно работает с семьёй и ребёнком, а так же самим родителям.

Первая группа факторов риска «Особенности детей – жертв насилия»:

нежеланный ребенок;

— наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

— врожденные уродства;

—  нелюбимый ребенок в семье;

— сходство с нелюбимым родственником;

— нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;

— «трудный» ребенок;

—  низкая масса тела при рождении, недоношенность;

—  высокоодаренный или талантливый ребенок.

Вторая группа «факторов риска»-

«Социальное неблагополучие семьи»:

 неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

— семьи с приемными детьми;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

— специфические культурные или религиозные факторы;

— стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

— низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

— юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

— использования физического и психического насилия в качестве наказания;

— статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;

— семьи с патриархально-авторитарным укладом;

— семьи, в которых имеются конфликты между родителями;

— семьи, в которых мать чрезмерно занята на работе;

— семьи, где ребёнок долго жил без отца;

— семьи, где ребёнок живёт с отчимом;

— семьи, в которых мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.

Третья группа факторов риска «Состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей»:

— психические заболевания (психоз, депрессия);

—  умственная отсталость;

—  критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения);

—  наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

—  родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Несмотря на исчерпывающую характеристику факторов риска, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

— следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

— следы сексуального насилия;

— запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

-отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

— систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.                                                                                                                                                                                               Если сотрудники органов и учреждений образования, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

— направить информацию в правоохранительные органы — для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

— направить информацию в органы опеки и попечительства — для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

— принять меры по оказанию помощи ребенку.

Уверены, что права детей соблюдаются не тогда когда им позволяется всё, а, напротив, когда мы уберегаем их от вседозволенности, от экспериментов над собой, бережно взращивая в их душах понятия добра, любви, веры, ответственности, патриотизма, трудолюбия, терпения, благородства.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его. Наш долг понимать ответственность за наших детей, проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к детям, подвергающимся жестокому обращению.

Литература:

1.  М.И. Буянов «Ребёнок из неблагополучной семьи».

2.  Е.П. Кочеткова «Жестокое обращение с детьми и защита прав ребёнка».

3. Журнал «Проблемы семьи и брака», № 9, 2012 г.