Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.

Консультацию для родителей подготовила воспитатель Драчева Е.Б

«Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С. Макаренко

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constru ere , что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование деталей конструкторов; конструирование из бумаги, картона; конструирование из природного и бросового материала; конструирование из крупногабаритных модулей;

Типы конструирования.

 Выделяют два типа конструирования: Техническое конструирование (из строительного материала; из деталей конструкторов; из крупногабаритных модульных блоков). Художественное конструирование (из бумаги; из природного материала). Конструирование из бросового материала относится и к техническому и к художественному типу конструирования. Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. О. Шлосс 

Этапы конструирования.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: Исполнение замысла. Создание замысла.

Создание замысла – это обдумывание и планирование процесса предстоящей практической деятельности — в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Дети пяти лет уже могут идти от замысла к исполнению.

Исполнение замысла – это практическая деятельность, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления является сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. Практические действия могут выступать как экспериментирование с материалом, связанное с выполнением замысла. Появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий. Источником замысла детей является все окружающее: предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п.

Формы организации обучения дошкольников конструированию.

Существуют разные формы организации обучения: по образцу, модели, схеме, условиям, теме, замыслу.

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Использование образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). В качестве образца могут быть рисунки, фотографии, схемы, чертежи, модели. Детям можно предложить задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования

предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора.

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным

обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности.

  Конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,

Конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,

 Конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.

Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.