Логико-математические игры как средство развития логического мышления у старших дошкольников

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

Логико-математическая игра — это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Предлагаю вам отправиться в гости к логико-математическим играм и головоломкам, которые влияют не только на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, но и формируют познавательную активность старших дошкольников.

Игры с палочками на пространственное преобразование.

Хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Помимо счётного материала, игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения, позволяют формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение.

Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.

Практическая деятельность.

Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:

1.Задачи на построение простых фигур:

Например, построить треугольник из 6 палочек.

2.Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?

3.Задачи на преобразование фигур:

Сложить из 10 палочек 3 квадрата.

Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

Головоломки

Это игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур.

Всем известны такие игры, как:

«Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» — набор геометрических фигур, полученный при разрезании квадрата;

«Пентамино», «Сфинкс» — набор геометрических фигур, полученный при разрезании прямоугольника;

«Колумбово яйцо» — набор геометрических фигур, полученный при разрезании овала;

«Волшебный круг», «Вьетнамская игра» — набор геометрических фигур, полученный при разрезании круга.

Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного и наглядно-образного мышления.

Уважаемые педагоги, сегодня я Вам предлагаю немного поиграть.

Прошу выйти 6 человек, желающих поучаствовать.

Теперь нам необходимо разделиться на 2 команды по 3 человека.

Уважаемые педагоги, перед вами несколько наборов Танграм. Ваша задача, создать из элементов танграма персонажей заданной русской народной сказки. Затем нужно будет угадать, какую сказку собрали Ваши коллеги.

В игре необходимо соблюдать следующие правила:

  1. При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
  2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Все подсказки находятся у вас на столе, но ваша собственная фантазия здесь только приветствуется. Желаю Вам удачи!

Можете дополнять сказку элементами пейзажа или еще какими-то фигурами. Здесь можете дать волю своему воображению.

(Педагоги собирают фигурки)

(Выполнили)

А теперь я предлагаю перейти за стол команды соперников и попробовать отгадать по главным героям сказку, которую они собрали.

(Отгадывают)

Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление. На первых ступенях знакомства с Танграмом, дети собирают фигуры по заданным моделям, а затем начинают придумывать самостоятельно.

Головоломка с забавным происхождением — «Колумбово яйцо».

Суть игры — конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.

«Колумбово яйцо» представляет собой овал размером 15х12 см, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.

Вначале следует ознакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть малыш сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием.

Логические игры, задачи, упражнения – отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

К таким играм относятся:

  • Игры с блоками Дьенеша;
  • Игры с цветными палочками Кюинзера;
  • Игры Воскобовича;
  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б. П. Никитин);
  • Шахматы, шашки.

Задачки-шутки.

Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом.

Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

Практическая деятельность.

  1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
  2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
  3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
  4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
  5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
  7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
  8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод:

Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной преддошкольной подготовки.