ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СП «Детский сад Сказка»  ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова города Похвистнево воспитатель Мамышева Гузалия Фатыховна, воспитатель Нуреева Сиреня Равилевна

 

Современные технологии познавательного развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей, отношений, свойств  и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

В связи с этим,  нас заинтересовала проблема: можно ли использовать метод моделирования при решении детьми разнообразных познавательных задач в различных видах деятельности, с целью изучения актуальности и эффективности использования этих приемов для развития умственных способностей детей. Исходя из своего опыта работы,  мы  заметили, что дети с удовольствием пользуются моделями, читают их, понимают принципы замещения, но самостоятельное создание моделей, особенно графических вызывает у большинства затруднения.

Современный ребенок при переходе из детского сада в школу попадает в такой процесс обучения, который требует от него умения перерабатывать информацию. И одно из умений – это владение знаково-символическими действиями (моделирование и преобразование модели). «Рисовать мысли» — это большой интеллектуальный труд для ребенка, это максимальная активизация познавательных процессов. Следовательно,  для развития у воспитанников способности к самостоятельному моделированию необходимы определенные условия. Нужно строить образовательную ситуацию на основе партнерства, поддержки и творчества. Использовать разные модели сотрудничества: совместная деятельность под руководством воспитателя, где инициатива постепенно переходит от взрослого к ребенку, совместная деятельность детей, индивидуальная деятельность детей с поддержкой взрослого. Выбрать наиболее продуктивную форму организации воспитанников: индивидуальная или подгрупповая. Объединить детей исключительно по их желанию, исходя из личной заинтересованности.

Игры с графами и графическими моделями по  технологии «Дети и графы», которая  возникла как запись уроков воспитательницы одного из бельгийских детских садов — мадам Фредерик, комментированных ее мужем — математиком Жоржем Папи. Элементы этой технологии используются в программе Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости».

Ознакомление дошкольников с графическим обозначением множеств имеет важное  значение и начинается в старшей группе. Многоцветные графы, как показали исследования, являются эффективным педагогическим средством объяснения математических понятий и свойств отношений. Графы – это отношения между компонентами множеств.

С их помощью могут быть решены следующие задачи: осознание отношения равенства или неравненства, установление взаимно-однозначного соответствия; сравнение частей множества; развитие анализа, синтеза, классификации, развитие мышления; понимание схематического изображения;  развитие находчивости, сообразительности и др.

В содержание игр используются сюжеты понятные и доступные детям, которые перекликаются с их действительностью. Это одно из условий. Второе условие: проговаривание ребенком своих действий. И самое главное в графах действие – «Покажи!».

Алгоритм деятельности.

Шаг 1

В индивидуальной работе детям предлагается овал с 15 точками и проведенными между ними стрелочками. Воспитатель говорит, что на этой полянке растут ромашки  и васильки,  и предлагает сосчитать, сколько их всего. Следующий вопрос: как узнать, где ромашки  и где васильки? Для этого есть подсказка – стрелочка. Она показывает на ромашку. Воспитатель показывает, как пальчиком провести по стрелочке, сам рисует из точки, на которую показывает стрелочка, ромашку (лепестки). Для ребенка формулируется задание: найди на полянке ромашки и сосчитай сколько их. Другому ребенку предлагается найти васильки, на них стрелочка не показывает. Задача: индивидуально каждого ребенка научить читать граф по условию.

Шаг 2

Затем детям предлагается игровая ситуация «Внуки и внучки» и граф «Покажи сестру». Они самостоятельно по условию (стрелка показывает на сестру) символически обозначают мальчиков и девочек. В этом задание графы – это заготовки, которые дети читают. В индивидуальной работе предлагаем ребенку самому обозначить сестру и брата, проведя стрелочку  (дается лист с несколькими точками или рисуем мелом на доске). Выполнение заданий на графе всегда сопровождается счетом. Задания: сосчитай, сколько всего, сколько бабочек, сколько стрекоз, кто спрятался и т.д.

Шаг 3

Следующую игру проводим на графах «Покажи сестру», но изменяем условие – стрелочка будет показывать на брата. Дети рисуют стрелки сами, но фломастером другого цвета (зеленым). В дальнейшем детям предлагаются в индивидуальной деятельности игры с

графами, изменяя тематику. Привлекаем к проверке графа другого ребенка, что очень важно для формирования партнерских отношений. Для решения задач в овале не всегда 15 точек, их количество меняется. Графы позволяют решать разные математические задачи: образование множества (множество коров и быков), счет, состав числа и т.д.

Вариант игры и организация детей могут быть такими:

  1. Дети делятся на группы, кто считает петушков, а кто курочек.

Условие: стрелочка показывает на петушка. Задача: найти, графически обозначить то животное, которое выбрал и сосчитать;

  1. Дети делятся на две группы: одна считает и обозначает коров и быков, другая петушков и куриц. Работа ведется на овалах с 15 точками, формулируется условие (на кого показывает стрелочка), ставится задача — сосчитать. Усложнение: дети должны работать в парах (один считает коров, другой быков);
  2. Детям предлагается задание «Ели и дубы» при условии, что стрелочка показывает на ель, но схемы строятся по-разному. Есть точки, на которые не показывает стрелочка, и ребенку нужно решить, что или кого эта точка обозначает. Здесь важно проверить результат деятельности каждого ребенка.

Можно выполнить графы в цвете и в условии определить: красная стрелка будет показывать на кошку, а зеленая на собаку.

Игры с графами увлекают детей. Эту деятельность мы включаем в режимные моменты и как часть занятия по развитию математических представлений.

Усвоение принципа игры с графами, позволяет детям самостоятельно составлять графы и устанавливать отношения, используя навыки счета.

Дети знакомятся со свойствами отношений и рядом математических понятий. Они наглядно видят, как одно множество отображается в другое. Мы видим, что дети хорошо считают предметы (точки), которые расположены хаотично, закрепляется умение ориентироваться на листе бумаги, действовать в соответствии с условием и учебной задачей, образовывать множества и сравнивать их составляющие.

Графы можно строить и при сравнении предметов. Например, сравниваем высоту растений, размер животных. Эти игры позволяют поставить детей в ситуацию исследователей.

Так же с помощью графов мы устанавливаем родственные связи. Рассматривая фотографию семьи, предлагаем детям обозначить мужчин квадратиками, а женщин треугольниками, а затем устанавливаем между ними с помощью стрелочек родственные отношения.

С целью дальнейшего развития представления о множестве можно познакомить детей с взаимными функциями. Здесь  предлагаем  игру «Ботинки левые, ботинки правые». Нужно назвать, сколько здесь ботинок и найти пару. На этом занятии интересным является начало, поскольку ботинки перепутаны. Изучаемая ситуация заинтересовывает детей, решение этой ситуации доступно им. Дошкольники с вниманием слушают, одушевляют предметы, обыгрывают рисунок.

В игре «Почтальон» сравниваются  два множества, распределяются открытки. Детям необходимо ответить на вопросы: «Сколько детей получили открытки?», «Сколько детей не получили?» Так же можно провести игру с распределением конфет. Таким образом, используя графическое изображение множеств, дети осознают сущность понятия «множество», отношения между его элементами.

Принцип графов заложен в ряде заданий на смекалку и по развитию логического мышления. С этой целью предлагаем детям разнообразные задания в индивидуальной работе. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети учатся думать, показывать отношения с помощью стрелок. Формируются различные виды интеллектуальной деятельности: наблюдение, обдумывание, опробование, практическое действие.

Знакомство детей с профессиями и трудовым процессом (графическое моделирование на основе лесенки с 5 компонентами деятельности). Ребенок старшего возраста учится устанавливать связи, которые существуют в различных профессиях, а также между профессиями при организации труда в детском саду, на стройке, столовой и т.д. Этими знаниями дети могут овладевать на основе предметной, схематизированной или графической модели. Модели труда – это математика без вычислений, для их построения важно правильно построить цепочку рассуждений.

С младшей группы деятельность мы представляем  детям как взаимосвязь пяти компонентов:

замысел,

материал,

инструменты,

действия

и результат.

В старшей группе дети начинают раскрывать (при содействии взрослого) функциональные связи между компонентами и осознают, что изменение одного из компонентов влияет на результат. Вводиться новое обозначение – пять кружочков, и предметная модель заменяется графической. Это прямоугольник,  разделенный на пять частей. Задача – определить место каждого компонента без предметного изображения его содержания. Графически. Важно зафиксировать внимание, что ступенек пять, двигаться нужно снизу вверх, первая ступень начинает, а пятая верхняя заканчивает. Именно на основе лесенки дети начинают рисовать профессии людей. Модель в готовом виде не всегда понятна и доступна дошкольнику. Поэтому графическую схему на глазах детей рисует воспитатель. И не один раз. Но сначала под руководством воспитателя, они потом самостоятельно составляют графические модели.

Первые графические модели о тех, кто о нас заботится в детском саду, затем это родители. Совместно с детьми мы создаем  книгу  умелых людей, мастеров.

Освоение умения рисовать профессии приводит детей на следующий этап работы. Например, задаем проблемный вопрос: откуда у нас на столе хлеб в детском саду? И мы делаем открытие: чтобы хлеб попал на стол, потрудились очень много людей разных профессии (хлебороб, пекарь, водитель, кладовщик, повар, помощник воспитателя). А как связан труд этих людей? Дети рисуют профессии, а потом мы объединяем эти профессии в графическую модель и стрелочками показываем, как эти умелые люди передавали свой результат. Воспитывается очень значимое качество в процессе этой деятельности: уважение к труду и понимание роли коллективного труда людей. Так же, как и в предыдущем примере, модель может быть картинно-графическая или в целом графическая. Для выполнения заданий дети объединяются в группы, и сами организуют свои действия: обсуждают, затем каждый самостоятельно выполняют задание, сравнивают свои результаты. Это помогает детям усвоить знания о разных видах труда взрослых. И анализировать собственную продуктивную деятельность – дежурство, коллективный труд. Сущность работы с лесенкой – учить детей рассуждать. Лесенка держит «мысль на привязи», учит работать по плану. Моделирование трудового процесса закрепляется в процессе дидактических упражнений: «Угадай профессию», «Какую профессию я загадала», «Нарисуй профессию человека» и т.д. Выстраивание связей трудового процесса – сложная интеллектуальная задача. Индивидуальный подход должен быть обеспечен каждому. И все способности, в том числе и математические, формируются в процессе регулярных упражнений, поэтому важно проводить работу в системе. Систему обеспечивает содержание образовательного процесса. Знакомство с миром профессии — важное направление, которое обеспечивает социализацию личности ребенка. Способ познания мира профессии взрослых людей – графическое моделирование их труда.

Благодаря моделированию, дошкольник к способен к опосредованному решению познавательных задач. У него расширяется диапазон моделируемых отношений: с помощью моделей он материализует математические, логические, временные, экологические, языковые, речевые, социальные и др. отношения.