Консультация для педагогов на тему: «Готовим руку к письму»

Подготовила: воспитатель Матвиенко Марина Михайловна

 Через год ребенку в школу. Как правило, в первую очередь, родители делают акцент на умении читать и считать. Это, бесспорно, важные навыки. Но порой родители забывают о таком важном моменте, как развитие тонких движений рук ребенка, которое свидетельствует о готовности к обучению письму.

Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Проверить состояние общей и мелкой моторики у ребенка родители могут и сами.

Несложные тесты помогут понять, правильно ли идет развитие некоторых функций.

Итак, оцениваем моторное развитие.

«Дотронься до носа».

Закрыв глаза, надо коснуться указательным пальцем правой и левой рук кончика носа попеременно. При двух удачных попытках из трех (для каждой руки) задание считается выполненным.

«Потягушки».

Попросите ребенка в течение 10 секунд постоять на цыпочках, вытянув руки вдоль туловища, плотно сжав ноги и сомкнув носки. Задание считается выполненным, если ребенок приземлился на пятки или не сошел с первоначальной позиции.

«Дорожка».

Попросите ребенка поставить ноги так, чтобы носок левой ноги примыкал к пятке правой. Руки вытянуты вдоль туловища, глаза закрыты. Нужно постоять в таком положении 15 секунд. Если ребенок балансирует или сходит с места, это учитывается как минус.

«Собери спички в коробку».

Разложите справа и слева от спичечной коробки вертикально 10 спичек. По сигналу ребенок начинает укладывать спички в коробку большим и указательным пальцами обеих рук одновременно. Первыми пусть берет спички, лежащие ближе всего к коробке. За 20 секунд необходимо уложить не менее чем по 5 спичек.

«Пальчики спрятались».

Попросите ребенка загибать пальцы в кулак попеременно то на правой, то на левой руке.

«Пальчики здороваются».

Соедините поочередно пальцы одной руки с пальцами другой.

 Оцените результаты по следующим критериям:

  • высокий уровень – ребенок безошибочно выполняет все задания;
  • средний уровень – выполнено не более четырёх заданий из предложенных;
  • низкий уровень – выполнил не более двух заданий, движения нечеткие, плохая координация, наличие признаков утомляемости.

Тесты показали, что у ребенка не все в порядке с мелкой моторикой?

Тогда надо заниматься.

Это не значит, что ребенок целыми днями будет сидеть за столом и писать.

Задания могут быть игровыми и очень интересными.

Упражнения с пшеном в стакане.

Пусть ребенок «варит кашу», то есть указательным пальчиком мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли?

Упражнения с канцелярской резинкой.

Возьмите канцелярскую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы ребенка. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Сначала одной рукой, потом другой, и на обеих сразу.

Упражнения за столом.

На ровную поверхность положить ладонь, по очереди поднимать пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной руки, затем одновременно обеих. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком,

проговаривать слоги с разными «трудными звуками»: «СА-СА-СА-СА».

Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение

«кулак-ладонь-ребро».

Упражнения с гречкой и чечевицей.

Для начала пускай ребенок вволю повозиться с этими крупами, набирает их в горсть, пропускает сквозь пальцы, перебирает в руках. Ну а теперь попросите разобрать крупу на две кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую.

Графический диктант.

Взрослый диктует, а ребенок проводит линии по клеткам в заданном направлении. Например: «одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо. Дальше продолжить узор до конца строки самостоятельно.

Упражнения на развитие выносливости.

Покажите ребенку разные оригинальные штриховки. Картинки штрихуйте клеточками, зигзагами, точками и другими способами.

Выполнение упражнений должно быть регулярным. Занятия должны быть только совместными. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

В результате этих упражнений обеспечивается индивидуальный подход  в психомоторной подготовке ребёнка к формированию базового школьного навыка – письма.