НОД «Волшебная книга Чародейки-зимы»

Материал подготовили: музыкальный руководитель Мелещенко Елена Николаевна, воспитатели Бычкова Галина Юрьевна, Володькина Светлана Валентиновна

  Образовательная область: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.

Цель: обобщить знания о зиме как о времени года

Задачи:

  • Закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, развивать речевую активность.
  • Провести исследования по выяснению причины хруста снега под ногами.
  • Привлечь внимание к красоте зимних звуков природы и способам их передачи в музыкальных произведениях.
  • Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, и желание отразить увиденное в своем творчестве.
  • Развивать способность к импровизации при восприятии художественных образов, закреплять умения обыгрывать образы, демонстрируя пластику движений.
  • Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические

Оборудование:

репродукции картин: И.Э. Грабарь «Иней», В. Зайцев «Зима в лесной чаще», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», А. Г. Сафаргалина «Зимние кружева»

музыкальные произведения: фонограмма зимней вьюги, «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского, «Фея Зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка», оркестровка фрагмента «Фея Серебра» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского; музыкальные инструменты: колокольчики

шарфики белого цвета, снежинки из легкого белого пластика, альбомный лист, кусочек свечки, краски, кисть, салфетка на каждого ребенка, медиапроектор.

Предварительная работа: наблюдения в природе за состоянием зимней погоды, рассматривание следов разных птиц и животных, рассматривание репродукции картин художников, беседа о времени года и ее приметах, рисование зимних узоров в нетрадиционной технике с помощью свечки.

Содержание художественно-эстетической деятельности:

Ведущий:            Ребята, я хочу вас познакомить с одним редким изданием – это «Книга Чародейки зимы»

На экране транслируется волшебная книга.

Ведущий:                      Как вы думаете, что в ней можно прочитать? (Ответы детей: стихи, рассказы, сказки, истории про зиму) А что можно увидеть? (Ответы детей: картинки, фотографии, картины художников) Читать её мы сегодня будем не только глазами, но и будем слушать. Открываем первую страничку? Закройте глаза и слушайте

Звучит фонограмма зимней вьюги, на экране транслируется открывающая книга.

Ведущий:                      Что это? (Ответы детей) Правильно, вьюга.

Первая страница так и называется — Вьюжная. Хотите устроить настоящую вьюгу? Тогда пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветер был холодный, а звук был похож на завывание метели.

Дыхательная гимнастика: глиссандируя на звуке «у» дети изображают завывание зимнего ветра. Рукой рисуют в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику «бури».

Ведущий:                      Ребята, как вы думаете, а звук метели может стать музыкальным?  Русский композитор Пётр Ильич Чайковский услышал мелодию снежных хлопьев и написал музыку, которая называется «Вальс снежных хлопьев». Давайте сейчас под эту музыку прямо в зале устроим настоящую метель – белую кутерьму.

Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», дети импровизируют танцевальные движения с шарфиками белого и голубого цвета. После окончания музыки опускают их на пол.

На экране транслируется репродукция картины В. Зайцева «Зима в лесной чаще»

Ведущий:                      Ветер резвый уснул на пути.

Ни проехать в лесу

Ни пройти (С. А. Есенин)

Запорошила вьюга в лесу все тропинки, все полянки.

Куда ни глянь – кругом бело. Вот так теперь выглядит поляна в моём лесу. Но это не значит, что лесная жизнь прекратилась. Послушайте музыку и изобразите того, кто мог пройти по этой поляне и оставить следы на снегу.

Звучит «Фея Зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка», дети делятся на подгруппы: дети первой подгруппы двигаются в том или ином образе; вторая подгруппа находит соответствующую карточку. угадывает

следы изображаемых персонажей на «снегу». Затем меняются ролями.

Ведущий:                      Открываем следующую страницу – Морозную.

На экране транслируется репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Ведущий:                     Мороз и солнце,

День чудесный! 

Мороз крепчает. И снег начинает хрустеть под

ногами. Почему снег хрустит только в мороз? Хотите найти ответ на этот вопрос?

Опыт:       дети берут в руки снежинки (из тонкого пенопласта), рассматривают их. Ведущий описывает: «… какие у снежинок красивые лучики. В сильный мороз лучики становятся очень твёрдыми, и когда мы на них наступаем, они ломаются под тяжестью». Слышится хруст, дети пробуют сломать лучики.

Ведущий:                      Следующая страница – Страница серебристого инея.

На экране транслируется репродукция картины И.Э. Грабаря «Иней»

Ведущий:                      Видели ли вы, как переливается снег на солнце, словно драгоценные камни? (Ответ детей) Говорят, что снег сияет сотнями бриллиантов. Сияет он и ночью при свете луны, тогда говорят, что снег светится, как серебряная парча. Действительно, зима – это серебряная Фея природы. И звучит она как сотни маленьких звонких колокольчиков.

танец с колокольчиками на песню «Зазвенели тихо на морозе льдинки» автор неизвестен (инет)              

Оркестровка фрагмента «Фея Серебра» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского

На экране транслируется репродукция картины 

Асхата Газизулиновича Сафаргалина «Зимние кружева»

Ведущий:                                     На катке веселье, смех,

Музыка звучит для всех.

Он уже залит и вот,

В гости всех к себе зовёт.

Здесь ребята друг за другом

Едут весело по кругу,

А вон там держась за ручку

Едут дедушка и внучка.

А здесь бабушка, она,

Едет весело скользя.

Девочка кружит сама,

На катке она одна. (автор Э. Сницарук )

 

На солнышке сверкает ледяной каток,

И весело по кругу скользит детей поток

Там музыка играет, кататься нас зовёт.

Коньки я надеваю и выхожу на лёд.

 

Я на катке оставлю фигурный завиток,

И щеки нарумянит мне морозный ветерок.

Коньки мои без устали звонко режут лёд.

Фигурное катание! Разбег, прыжок, полёт!

 

Но падаю внезапно… Ушибся. Жесткий лёд.

Ну вот штаны порвались, от мамы попадёт.

Но буду я кататься. Пусть шишки, синяки.

Понять мне очень хочется, о чём поют коньки! (автор Т. Куклина)

Давайте и мы покатаемся на коньках, порисуем морозные узоры.

Звучит «Вальс» И. Штрауса, дети исполняют ритмопластическую импровизацию, подражая движениям фигуристов.

Ведущий:                      Пришло время перевернуть следующую страницу. Она называется — Узорная.

На экране переворачивается страница, а там чистый лист.

Ведущий:                      Ребята, вы сейчас катались на коньках и рисовали очень красивые узоры. Вы все узоры запомнили, которые вы рисовали коньками на льду? Теперь нарисуйте их на бумаге, и мы заполним эту страничку.

Дети свечой рисуют различные узоры, а затем покрывают альбомный лист краской, на котором проявляются различные узоры.