Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста

Материал подготовила: Воспитатель Назарова Татьяна Анатольевна

 Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

Иными словами сказка — это особый способ освоения мира, способ, позволяющий   ребенку в специфической  форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний,  который  обрушивается на него со всех сторон и который  не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».

А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который  хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей  раннего возраста?

Сказка в системе социальной  адаптации

Основной  мотив деятельности ребенка-дошкольника-познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей  роли. Процесс приспособления к новой  среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира.

Для осуществления педагогической  коррекции социальной дезадаптации необходимы работа по снятию напряжения, установлению взаимопонимания, доверия, анализ конфликтных ситуаций, руководство сюжетно – отобразительными  играми детей, позитивное стимулирование, использование образов народной сказки как примера для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу.

Игровая терапия, игровая коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсценировке не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в ДОУ, и в семье.

Сказка в системе физического воспитания

Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Перечислю некоторые из них:

  1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
  2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов сказки (проводят в форме «двигательного» рассказа).
  3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр — драматизации .
  4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
  5. Игровые физкультурные занятия. Используются на родные игры и игры со сказочными героями.
  6. Интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические  упражнения.

Сказка в системе нравственного воспитания

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

— как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

— как добрые и миролюбивые побеждают („Волк и семеро козлят’);

— что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).

Сказка и речевое развитие детей

Общение с фольклором активно развивает речь ребенка.

  1. Пальчиковые игры с проигрыванием текстов, потешек — это средство и массажа рук, и развития мелкой моторики, что напрямую связано с развитием речи.
  2. У малышей  уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоминают текст и все больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих ее рассказать. Это и будет началом их умения рассказывать сказки.

 

  1. Вовлечение в сказку. Возьмите фото своего ребенка, вырежьте его по контуру. Затем найдите любимую книгу малыша, с помощью веревочки сделайте петлю вокруг обложки и закрепите ее узлом. Теперь ребенок может попасть на любую страничку книги, чтобы стать участником событий.

Сказка как способ развития мышления

В работе со сказкой  нужно использовать не только иллюстрации, но и моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). Например, в сказке «Колобок»: колобок — желтый  кружок, волк -серый , медведь -коричневый , лиса –оранжевый. В сказке «Волк и козлята»: волк – большой серый кружок, коза — большой  белый, козлята — маленькие белые.

К одной и той же сказке нужно возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета. В данном виде работы сказка это способ развития образного и логического мышления детей.

Сказка и театрализованная деятельность

  1. Большое значение при подготовке детей  к драматизации сказки имеют игры-имитации. Например, игра «Кто я?» Подскажите идею игры, предложив им стать знакомым животным: «Вы будете котятами. А как я смогу дога даться об этом?» «Становитесь» по очереди крякающей уткой, мяукающей кошкой, мычащей   коровой. И не забудьте о движениях! Можно изображать не только животных из сказок, но и людей (бабку, дедку, внучку).
  2. Вовлечение в игры по сюжетам сказок доставляет детям радость, благоприятно влияет на эмоциональное развитие, учит общению.

Играть можно с подгруппой   и всеми детьми группы. Взрослый  берет на себя главную роль — ведущего.

  1. Универсальным средством гармоничного развития детей  и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого являются театрализованные развлечения, действие в которых обыгрывается с помощью игрушек, сказочных персонажей. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры.

Малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный  и музыкальный   материал используется многократно. Это дает возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

Сказка в системе воспитания культурно-гигиенических навыков

  1. При помощи потешек, у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком. В таких потешках, как «Идет коза рогатая…», «Ладушки-ладушки…» и др. тоже заложен глубокий  смысл: вызывая радостный  эмоциональный  отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать все до конца, с уважением относиться к еде и людям, которые ее приготовили. Создавать положительный  эмоциональный  фон во время приема пищи помогают игры с приговорками «Мяу, — киска говорит, — вот и я пришла. Киске в миску отольем, веселее пить вдвоем!»
  2. Сделать процесс воспитания культурно-гигиенических навыков интересным и занимательным для малышей, поможет придумывание и рассказывание детям сказок про манную кашу, про сбежавшие от ребенка вещи и игрушки и т д.

Сказка и ОБЖ

Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев. Сказка не дает прямых наставлений  детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который  они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой   урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят»- нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок»- нельзя уходить из дома без разрешения, и т.д.

Сказка в системе экологического воспитания

Ранний  возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений  об окружающем   мире.   Начинать   экологическое   образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста — заложить  первые  представления и ориентиры о мире природы.    Дать понятие о том, что и  растения, и животные-живые существа, они дышат, пьют воду, рас тут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.

Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, а воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.

Примерные сказки для детей: «Жила-была черепашка Агашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но когда стала бабушкой Агатушкой, ей уже было не по силам такое занятие. Она хочет попросить вас помочь ей построить домики из песка и камней, чтобы укрываться в них от дождя и холода…»

Формированию     бережного     отношения     к     природе, умению     замечать     и     называть     явления     природы, эмоционально их воспринимать способствуют заклички и другой литературный  материал.

Сказка  в  системе  развития  изобразительной деятельности

Таким образом, выделены лишь основные направления работы по использованию сказки в системе воспитания детей    раннего   дошкольного возраста,   выбор   которых зависит    от    возможностей     и        интересов детей     и взрослых   каждой     конкретной     группы,    от   развития творческих способностей  и индивидуальности педагога, работающего с малышами.