Консультация для педагогов «ЗАНИМАТЕЛЬНА МАТЕМАТИКА»

Подготовила: воспитатель Юшкина Наталья Юрьевна

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Существует целый арсенал средств активизации математической деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность. Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности. Все это способствует развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.д. Почему я стала использовать занимательные игры?

1.Занимательные игры вызывают у ребят большой интерес.

2.Формируются важные качества: самостоятельность,

наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

  1. Обеспечивают рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.

4.Учат детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ,  догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

5.Активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. Разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нём условно три основные группы:

  • развлечения;
  • загадки, задачи-шутки;
  • ребусы, кроссворды,

Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.

Игры головоломки,   геометрические игры. «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Тетрис», «Сложи квадрат» по методике Б. Никитина, «Вьетнамская игра» и т.д.

Головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании.

«Тетрис».

Отдельные детали тетриса складываются на определённом поле так, чтобы не было зазоров и промежутков между деталями. Выкладываются детали по вертикали и горизонтали на определённой плоскости, с определённой размером площади. Задачу можно усложнить, например, предложить собрать ряд определённого цвета, или предложить посчитать количество деталей или клеток.

Требуется сочетание многих мозговых процессов: внимания, зрительной и моторной координации, памяти. Все это должно работать вместе и быстро.

«Сложи квадрат».

Семья педагогов Никитиных разработала ряд методик для развития и тренировки ума, творческих способностей ребенка. Одной из таких методик стала игра «Сложи квадрат», которая помогает детям развивать сообразительность, пространственное мышление, находчивость.  У игры  нет  возрастных ограничений, она имеет несколько уровней сложности в зависимости от количества частей квадрата.

  • 1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;
  • 2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;
  • 3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.

Палочки Кюизенера.

Палочки — один из немногих дидактических материалов, дающие возможность фомировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений от сенсорных к мыслительных. Игра примечательна тем, что «через руки» ребенка формируется понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «правая – левая», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.

Среди разнообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.

В процессе развития математических способностей, осуществляю работу по формированию математических представлений как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Поэтому, планируя свою работу на день, включаю в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно – печатные игры, игры головоломки, математические игры, шашки, сюжетно – дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи, головоломки, лабиринты и др., математические задачи.

В нашей группе  создан  занимательный математический уголок, где представлены различные дидактические игры,  занимательный материал: ребусы, лабиринты, мозаики, пазлы, математические наборы, палочки Кьюзенера,  игра «Тетрис», «Сложи квадрат» по методике Б. Никитина,  которые развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. В таких играх дети через практику постигают теорию.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания — наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания в виде  занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике,  игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.