Мастер-класс для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием сказки» (отчёт по самообразованию)

Подготовила: Люфт Е.В.  

 Цель:   Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в развитии  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

 Задачи: -Ознакомление со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.

-Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

-Создание положительного эмоционального климата в коллективе.

 Практическая значимость:

Данный мастер-класс поможет научить взрослых развивать любознательность ребенка, его стремление к маленьким «открытиям». Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Материалы и оборудование:

Тазики с водой, сырые и варёные яйца, цветы, вырезанные из бумаги, газеты, картона, две бутылки газированной воды, пластиковые стаканчики и тарелочки, пластилин, листы бумаги, картона, лимонная кислота,  пищевые красители, сода, тёплая вода в бутылке

 Практическая часть:

Добрый день уважаемые коллеги. Мой мастер — класс посвящён теме: «Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием сказки».

Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети

Всё желают знать на свете!

Почему на небе тучки?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?        

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться,

А учиться и учиться.

Все дети любят сказки, и сегодня мы экспериментирование проведём в виде сказки.

А как она называется, вы сами должны догадаться.

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромна жила.

Не видела ясного солнышка,

Вокруг только грязь и зола.

 

А звали красавицу Золушка из сказки Ш. Перро.

В очередной раз злая мачеха и её дочери  отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но она не сидела без работы дома, приготовила мачеха для неё много заданий.

На завтрак мачеха приказала приготовить вкусный омлет, для него Золушке нужны сырые яйца и соль.  Золушка берет корзину с яйцами, но что это?  Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке.

 

Опыт № 1 «Сырые, вареные яйца»

 Проведение:

Раскрутите яйца и определите, какое яйцо сырое, а какое варёное.

Вывод: вареное яйцо крутиться быстро, сырое — медленно.

Объяснение: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно крутиться.  А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смешивается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться с трудом.

Золушка справилась с этим заданием, но тут она заметила, что любимые цветы мачехи засохли. Их нужно срочно спасти. Как?

Опыт № 2. «Засохшие цветы»
Проведение:

Опустите разные цветы в воду лепестками вверх. Что мы наблюдаем, какой процесс? Мы видим, как лепестки цветов начинают распускаться.

Почему это происходит? Какие цветы раскрываются быстрее?

Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.  Быстрее раскрываются цветы из тонкой бумаги, чем из плотной бумаги.

Объяснение: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. А растения впитываю влагу.

Вдруг Золушка увидела что – то интересное. В пруду кто-то появлялся на поверхности воды, потом исчезал. Оказывается, это были маленькие рыбки.

Опыт № 3 «Рыбки плавают в пруду»

Проведение:

Предлагаю понаблюдать за этим процессом. Для этого нам понадобиться газированная вода и пластилин. Наливаем газированную воду в стакан. Из пластилина делаем маленькие шарики- рыбки и опускаем в стакан. Наблюдаем. Что же происходит? Сначала рыбки всплывают, потом опускаются на дно. Как вы думаете, почему это происходит?

Вывод: Газы выталкивают рыбок. Газ выйдет, они опустятся, становятся тяжёлыми.

Объяснение: газ удерживает предметы на воде.

Золушка пошла дальше. На ее пути оказался овраг, через который ей надо было перейти. Поможем Золушке?

Опыт № 4 «Мостик для Золушки»

Проведение:

Для этого нам понадобиться три стакана с водой и лист бумаги. Поставьте рядом два стакана, накройте их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуйте поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать? Сложите листок «гармошкой» и снова накройте им стаканы. Теперь поставьте третий стакан сверху. Он держится! Как вы думаете, почему это происходит?

Вывод: стакан с водой держится на «гармошке»!

Объяснение: вес распределяется, благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

После сильного дождя Золушка увидела на листочке большую капельку, которая с листочка не падала. Интересно, почему? Поможем Золушке узнать?

Опыт № 5 «После дождя»

Проведение:

Для этого понадобится стакан с водой. Накрываем его листочком картона и ладошкой держим над миской, осторожно переворачиваем. Теперь уберите руку. Что происходит? Как вы думаете, почему?

Вывод: картонка остаётся на месте и вода не выливается.

Объяснение: Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует с большей силой, чем вес воды в стакане.

Золушка услышала громкие звуки и поняла, что пускают королевский салют. Ей хотелось увидеть салют, но дворец был далеко, она могла только слышать выстрелы салюта. И тогда она решила устроить у себя маленький разноцветный салют.

Опыт № 6 «Салют» 

Проведение:

Разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка.

На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности. Капните несколько капель цветной воды на соду и наслаждайтесь впечатлением.

Итог.

Золушке понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.