«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Нуреева Сиреня Равилевна

Дошкольное образование — первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры. То есть, развитая речь дает возможность ребёнку социализироваться, продуктивно вступить в общественные отношения. При этом развитая речь еще является одной из предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Цель моей работы: показать роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели я определила задачи:

— изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;

— приобщить детей к театральному искусству (знакомство с историей театра, видами, профессиями);

— создать условия для театрализованной деятельности детей посредством обогащения предметно-развивающей среды;

— формировать диалогическую и монологическую речь детей через театрализованную деятельность

— совершенствовать выразительные средства общения: словесные (регулирование темпа, громкости, произнесения, интонации) и невербальные (мимика, пантомимика, позы, жесты)

По данной теме я работаю в течение года. Свою работу начала с изучения методической литературы, поиска интересных форм совместной деятельности с детьми и родителями, составления плана работы на год.

Чтобы повысить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста я решила использовать театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

У детей ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Поэтому акцент делаю то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Для этого мы вместе с детьми проводим дыхательные гимнастики, речевые игры и игры драматизации, разучиваем стихи, чистоговорки. Совместно с родителями создана картотека по играм и некоторые пособия для них. Например, детям очень нравятся дыхательные упражнения «Футбол»«Чья птичка полетит дальше»«Кто загонит мяч в ворота»«Варежка» — я на варежку подую, все снежинки с нее сдую. Проводила упражнения на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Например, сладкая конфета, кислый лимон; упражнения на развитие пантомимики, например, как летают бабочки, как скачет лошадка; игры-драматизации, например, «Матросская шапка» А. Барто, «Жили у бабуси два веселых гуся».

На осеннем празднике дети  для родителей показали театрализованное представление «Кот Федот и кошка Матрешка», на Новогоднем утреннике — сказку «Двенадцать месяцев», на 23 февраля дети показали театрализованное представление «Богатыри земли русской».

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Успешную работу с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей к театрализованным представлениям. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности подготовили консультацию «Театрализованная деятельность в детском саду».

Театрализованная деятельность — это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально — волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки к спектаклям, разучивании ролей, улучшился грамматический строй речи (в процессе запоминания текстов дети проговаривают значительный объем текста, что ведет к автоматизации правильного произношения подобных предложений в обычной речи; использование монологической речи с большим количеством эпитетов, сравнений и повторений способствует закреплению в речи детей правильного согласования слов в предложениях, появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, и т. п.). Дети значительно увереннее, раскованнее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля.