Трудовое воспитание – как средство всестороннего развития личности ребёнка

               В. А. Сухомлинский писал:

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированные становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.

               С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно  должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определённое воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

Для ребенка – дошкольника игра является основной деятельностью. Необходимо направлять его активность таким образом, чтобы сохраняя интерес к игре, формировать у него потребность трудиться.
В дошкольном возрасте ребенку  посильны  4 вида труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Формирование навыков самообслуживания:

В младшей группе мы учим детей  надевать  и снимать одежду в нужной последовательности, аккуратно складывать или вешать её на определённое место, замечать непорядки в своем костюме и исправлять их самостоятельно, либо обращаться за помощью к воспитателю.
Дети учатся самостоятельно мыть руки и лицо ( засучив предварительно рукава), не разбрызгивать воду, пользоваться мылом.
Прежде чем требовать  от  ребёнка самостоятельности в самообслуживании мы учим его необходимым  действиям  в процессе одевания, умывания, еды.
Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить). Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто  «Девочка чумазая», потешки, песенки про водичку…). Закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребёнка с взрослым. Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают  устанавливать тесный контакт, вызывают доверие к взрослому. Нельзя сдерживать естественное в этом возрасте стремление ребёнка к самостоятельности.

Хозяйственно – бытовой труд:

Поручения – наиболее простая форма организации труда малышей. Элементарные  поручения ценны тем, что они сразу видят результат своего действия. Большую радость приносит детям труд, совместный с взрослыми, сопровождаемый объяснением, доброжелательным общением.
Для формирования действий, необходимых для участия в хозяйственно – бытовом труде мы используем игры – занятия, игры – упражнения: «Накроем стол для мишки», «День рождения слоненка».
Мы научили детей убирать игрушки, делаем это весело, с элементом соревнования, игры. С удовольствием дети помогают готовить столы для занятий, красиво расставлять книжки в книжном уголке.
Детальный показ, точное объяснение каждого приема, действия – все это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы.

Труд в природе.

Труд  детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, стимулирует действие разных органов, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, укрепляет здоровье.
Наших малышей мы учим поливать комнатные растения, мыть их, опрыскивать листья, воспитываем интерес к работе по выращиванию растений. Мы стараемся, чтобы простые дела были для детей источником радости.
На прогулке мы ведем наблюдения за птицами  растениями.  Малыши участвуют и в сезонном труде на своем участке. Труд детей в природе необходимо сочетать с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пропадает интерес к этому виду труда

Ручной труд.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Работа с природным материалом дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение.
Непрерывным условием приобщения ребенка к труду является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем и привычкой. Обязанность родителей – постепенно закреплять трудовые навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. На консультациях, родительских собраниях мы напоминаем о пользе трудовых поручений, совместном труде, личном примере родителей.