В. А. Сухомлинский писал:
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.
Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированные становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определённое воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Для ребенка – дошкольника игра является основной деятельностью. Необходимо направлять его активность таким образом, чтобы сохраняя интерес к игре, формировать у него потребность трудиться. Формирование навыков самообслуживания: В младшей группе мы учим детей надевать и снимать одежду в нужной последовательности, аккуратно складывать или вешать её на определённое место, замечать непорядки в своем костюме и исправлять их самостоятельно, либо обращаться за помощью к воспитателю. Хозяйственно – бытовой труд: Поручения – наиболее простая форма организации труда малышей. Элементарные поручения ценны тем, что они сразу видят результат своего действия. Большую радость приносит детям труд, совместный с взрослыми, сопровождаемый объяснением, доброжелательным общением. Труд в природе. Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, стимулирует действие разных органов, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, укрепляет здоровье. Ручной труд. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Работа с природным материалом дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение.
|