Использование мультимедийных средств в образовательном процессе ДОО 

Видеоролик Использование мультимедийных средств в образовательном процессе ДОО 

Авторы-составители: 

  • Самороднова Ирина Михайловна — музыкальный руководитель;
  • Гарифуллина Альфия Табрисовна, инструктор по физической культуре;

 Пояснительная записка

Презентация нашего опыта предназначена для расширения знаний педагогов о применении новых технологий, которые дают толчок развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской деятельности, открывают новые возможности в педагогическом процессе специалистов и воспитателей дошкольных образовательных организаций.

     Актуальность

      Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в дошкольных  образовательных  организациях,   что  позволяет  достичь более высокого уровня социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей, а также обеспечивает индивидуализацию образования каждого ребенка с учетом его интересов.     Поэтому в современном образовательном учреждении необходимы  педагоги, владеющие всеми возможностями современных компьютерных технологий, которые обладают широким спектром возможностей.

Цель проекта

Повышение эффективности работы педагогов и качества образования детей средствами внедрения и интенсивного использования информационных технологий.

Задачи проекта

  • Повышать ИКТ-компетентность педагогов, их творческие способности,  используя информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, так как именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.
  • Создавать условия, позволяющие обеспечить активное и заинтересованное участие каждого ребенка во всем, что происходит на занятии, грамотно используя медийные средства и интерактивные устройства.

Реализация проекта

Современные дети – это поколение, полностью воспитанное под влиянием информационных технологий, поэтому и в ДОО информационные технологии диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования электронных устройств и применения цифровых образовательных ресурсов.

В Федеральном Законе «Об образовании» в РФ, Концепции социального экономического развития 2020. (Приложение к письму от 8.05.08 №03-9460) отмечается: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Опыт работы нашего ДОО показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в образовательной деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для специалистов стали: цифровые фотоаппараты, видеокамеры, принтеры, сканеры, ламинаторы, телевизоры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet.

Не имея специальной программы и методических пособий, которые могли бы помочь педагогу в ДОО грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии, приходится самим осваивать этот новый вид деятельности.   В нашем детском учреждении музыкальный руководитель уже с 2014 года использует новые возможности ИКТ в своей профессиональной деятельности, создавая из картинок, которые по тексту подходят к той или иной песенке, видеоиллюстрации  для детей.  Такое    применение  видеоряда   позволяет существенно повысить мотивацию  детей  к обучению, активно вовлекает в учебный процесс, способствует раскрытию их творческих способностей, формирует у детей систему  мыслеобразов,  высвобождает ресурсы здоровья детей, активизирует познавательную деятельность, а также помогает:

  • повторять и закреплять песни
  • понять смысл слов
  • сокращать время обучения
  • разнообразить процесс знакомства с музыкой
  • прочувствовать смену настроений в ней
  • украсить утренник
  • усилить впечатления

Свои наработки, а это уже более 50 видеопесенок, на самые разные темы :

«РОССИЯ, МЫ ДЕТИ ТВОИ», «НАС С ДЕТСТВА УЧИЛИ…», «ДЕТИ ЗЕМЛИ», «НАШ САД», «МОЯ СЕМЬЯ», «ЗИМУШКА», «РОЖДЕСТВО», «ДЕТИ СОЛНЦА», «ПРОЩАЙ, ДЕТСКИЙ САД», «БРАВЫЕ СОЛДАТЫ», «СОЛНЫШКО» и т.д. мы используем  при проведении фронтальных занятий, на родительских собраниях, на различных мероприятиях и выступлениях, на утренниках и праздниках. Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками, а родители считают, что мероприятия с показом  видеоиллюстраций, презентаций гораздо интереснее, нагляднее и ярче.

В марте 2014 года мы были участниками  XII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций в городе Белгороде и были приятно удивлены, увидев на церемонии  торжественного открытия Международной ярмарки свою работу – видео-иллюстрацию песни  «ЖЕЛАЕМ УДАЧИ», которая была показана в завершении концертной программы. Мы были очень горды тем, что наша работа пригодилась для такого  мероприятия.  

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей, физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта. В связи с этим у нас появилась еще одна идея – создание  мультимедийных дидактических игр для обеспечения совместной игровой деятельности и двигательной активности дошкольников, направленной на полноценное и гармоничное развитие ребенка-дошкольника.

Эти мультимедийные дидактические пособия – музыкально-подвижные игры обеспечивают работу в группах и залах, оснащенных демонстрационным оборудованием (проектор, белый экран, компьютер):

«ЗАЙЧИКИ И ЛИСИЧКА» (2-4 года)                                                                                    «ПУГАЛО» (4-7 лет)                                                                                                                  «ВЕСЕЛЫЙ АРБУЗИК» (3-4 года)                                                                                 «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» (3-4 года)                                                                           «ПУГАЛО И ЛИСТОЧКИ» (3-4 года)                                                                          «ЛЕСНЫЕ ЗВЕРЯТА» (5-7 лет)                                                                                                «ТИК-ТАК» (5-7 лет)                                                                                                              «ТРОПИНКА, СНОП, КОЧКИ» (5-7 лет)                                                                  «ПУТЕШЕСТВИЕ С МАМАМИ» (5-7 лет)                                                                  «СНЕЖИНКИ, ВЬЮГА, СНЕГОПАД» (6-7 лет)                                                                       «ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ» (6-7 лет)

Предлагаемые игры позволяют в полной мере реализовывать потенциал современного технического средства обучения.

Интерактивное оборудование как средство формирования комплексной визуально-тактильной учебной среды повышает мотивацию, положительно влияет на развитие внимания, зрительной памяти и восприятия информации. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая позволяют увеличить восприятие увиденного за счет увеличения количества иллюстративного материала, способствует лучшему запоминанию его, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Занятия с использованием интерактивных средств позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат в различных видах деятельности. Педагоги получают широкие возможности для групповой работы, а используемый дидактический материал становится ярче и нагляднее.

Мультимедийные дидактические пособия предназначены для поддержки реализации образовательной программы, направлены на решение задач каждой образовательной области в соответствии с ФГОС ДО, является инструментом педагога на любом этапе образовательной деятельности.