Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в произношении орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно, один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.
По характеру выполнения упражнения артикуляционной гимнастики подразделяются на статические и динамические.
Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать артикуляторную позу. Это, например, «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Грибок».
Целью динамических упражнений является выработка умения переключаться с одной позы на другую. Это упражнения: «Маятник», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».
Существует несколько комплексов артикуляционной гимнастики. Это общая, базовая артикуляционная гимнастика. Включает следующие упражнения: «Улыбка» или «Заборчик», «Хоботок» или «Трубочка», «Лопаточка», «Язык здоровается с подбородком», «Язык здоровается с верхней губой» или «Вкусное варенье», «Обезьянка», «Бульдог», «Хомяк» или «Футбол», «Кружок», «Толстячки – худышки», «Шарики», «Чистим зубы снаружи».
Комплекс упражнений для звука [Р] включает в себя: «Барабанщик», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». «Кучер».
Для звука [Л] это: «Иголочка», «Маятник», «Змейка», «Индюк», «Качели», «Пароход».
Комплекс для свистящих звуков – «Чистим зубы», «Покусываем язык», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Горка», «Ветерок дует с горки», «Катушка», «Жуем блинчик».
Комплекс для шипящих звуков – «Чашечка», «Вкусное варенье», «Ступеньки», «Фокус», «Не разбей чашечку», «Чистим верхние зубы», «Маляр».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Выполняют сидя, при хорошем освещении. Дозировка упражнений предполагает:
— регулярное проведение артикуляционной гимнастики.
— использование счета при выполнении упражнения (минимум до 3-х, максимум до 10). Дается при статических упражнениях.
— Повтор упражнений (от 2-х до 10 раз за один прием). Дозировка повторений одного и того же упражнения строго индивидуальна как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.
— Из выполняемых 3-х упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.
-Многократность повторения комплекса упражнений с логопедом, воспитателем, родителями.
При отборе материла необходимо соблюдать определенные рекомендации:
- Идти от простого к сложному.
- Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.
- Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. используется зрительный самоконтроль.
- После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.
- Используются все виды контроля – зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический.
- С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык, губы и т.д.
- Каждому упражнению в соответствии с выполняемыми действиями дается название и подбирается картинка, также можно подобрать стихотворение.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
- Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
- Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.
- Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГУБ
- Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
- Улыбка — Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
- Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
- Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
- Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
- Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту;
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг квадрат;
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ И ЩЕК
- Покусывание, похлопывание и растирание щек.
- Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- Голодный хомячок. Втянуть щеки.
- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (КОМПЛЕКС №1)
- Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
- Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (КОМПЛЕКС № 2)
- Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
- Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
- Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
- Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движений, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому.
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными.
В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГИМНАСТИКИ ВАЖНО ПОМНИТЬ О СОЗДАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ У РЕБЕНКА. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься вверх»).
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. Необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основные качества голоса (силу, высоту); уточнять произношение гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)
Во 2-ой младшей группе детей знакомят с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции:
— Губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.
— Нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
— Язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.
Выполняются:
— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов);
— упражнения для развития подвижности нижней челюсти;
— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»);
— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»).
В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.
Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»).
Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».
В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка.
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, дети сами становятся активными участниками этой сказки, и звуки преображаются.
Приведу пример некоторых считалок и сказок.
Считалка:
Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочки. Губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри. Улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Сказка «Язычок и Змейка»
Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата.
Жил-был язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и отодвигать обратно.)
— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки (арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)
Пора домой.
Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)
И поскакали домой. (Щелкать языком.)
Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что слизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили.
Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение.
Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:
- Улучшить подвижность артикуляционных органов.
- Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
- Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
- Увеличить амплитуду движений.
- Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
- Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.