Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование»

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка радостный, вдохновенный труд, к которому очень важно подвести, постепенно открывая новые возможности изобразительной деятельности и к которому нельзя принуждать.

Поэтому сегодня мы поговорим об этом в связи с вопросом о развитии детского художественного творчества. Естественно, возникает вопрос о методах и средствах организации самостоятельной художественной деятельности детей с тем, чтобы работа, которую ребенок сможет выполнить САМ, была бы эстетически и эмоционально привлекательной, прежде всего для него самого. Поэтому педагоги ищут необычные, нетрадиционные, новаторские методики для организации рукотворной деятельности, которые бы доставляли детям и взрослым удовольствие и творческую радость.

Существует много нетрадиционных методик обучения рисованию. Чем же они так привлекают детей. Известно, что ребенок хочет видеть итог своего труда как  можно быстрее – сейчас и немедленно. В силу своей мобильности, нетерпимости и неумения делать что-то долго и кропотливо, ребенку интересно сразу получить готовый результат.  Ткнул жесткой полусухой кисточкой в лист бумаги, и тотчас получилась звездочка или цветок. Провел пальчиком с краской по листку, и побежали по морю синие волны. Нечаянно уронил кляксу, и вдруг эта «неправильная» клякса превратилась в рыбку или в зайчика. Это очень интересно и необычно. А с помощью восковой свечки и красок можно творить настоящие чудеса. Еще большему полету фантазии и развитию воображения детей способствует рисование пальчиками и ладошками. Во что только не превращаются цветные ладошки: в бабочку и дерево, в лебедя и слоненка, в солнышко и ежика.

Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции. Каждый из существующих нетрадиционных способов рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.  Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Нетрадиционные способы рисования помогают освоить новый стиль общения и сотрудничества с детьми. Если педагогу нравится, когда глаза малышей блестят от восторга; если он стремится, чтобы каждое занятие было праздником; если желает смеяться, удивляться и общаться с умными и творческими детьми, — нужно вместе с ними наблюдать, рисовать, импровизировать и экспериментировать.

В последние годы многие педагоги все чаще и чаще обращаются к нетрадиционным художественным техникам. Почему? Давайте рассуждать вместе. В этих способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жесткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетривиальные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

Опыт работы свидетельствует, рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.   Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.

Педагоги нетрадиционных техник рисования подметили, что:

  1. Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.
  2. Развивает пространственное мышление.
  3. Учит детей свободно выражать свой замысел.
  4. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  5. Учит детей работать с разнообразным материалом.
  6. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.
  7. Развивает творческие способности.
  8. Развивает уверенность в собственных силах.
  9. Развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук.
  10. Развивает чувство фактурности и объемности.
  11. Способствует формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.
  12. Развивает воображение, полет фантазии.
  13. Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение.

Какие же техники считаются нетрадиционными? Назовем лишь наиболее известные: витраж, граттаж, монотипия, пальцеграфия (или пальчиковая живопись), печатание ладошками, принт (отпечатки), кляксография.

Заметим, что даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Или же предполагает нестандартное использование самых обычных материалов. Например, обычными красками, карандашами и фломастерами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Очень интересно рисовать на песке, глине, камне, дереве, бересте, стекле, фольге, пленке…   А что вы скажете по поводу рисования масляными мелками с помощью грелки или на теплом противне, а может быть, и на сковороде? Можно изобретать свои способы и техники «из того, что под рукой». А можно освоить новые материалы, специально разработанные для детского творчества. Карандаши – восковые и масляные, перламутровые и флуоресцентные. Краски – акриловые, витражные, темперные, перламутровые и даже пальчиковые…

Педагоги часто задают вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих учреждений?» Причин тому несколько. Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщен и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.   Нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою Историю, хотя известны уже много лет.

Какие же нетрадиционные техники могут быть использованы с детьми в детском саду:

Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются влажной салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки (одноразовые пластиковые тарелки) с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, большого формата, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются влажной салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: пластиковая тарелочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: печатки из картофеля, далее, что в оттиске пробкой.

Способ получения изображения тот же, что и в оттиске пробкой.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: кусочек поролона, далее, что в оттиске пробкой.

Способ получения изображения тот же, что в оттиске пробкой.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: смятая бумага, далее, что в оттиске пробкой.

Способ получения изображения тот же, что оттиском пробкой.

Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Можно много перечислять способов и видов нетрадиционной техники рисования, это только некоторые из них. Но сегодня я хочу рассказать еще о тех, которые редко встречаются в книгах:

Купание картинки.

Для этого кроме обычного набора инструментов понадобятся:

— вода, налитая в ванночку для фотографий или в тазик;

— плотная бумага (ватман);

— тушь.

Развести гуашь и крупно, широкими мазками нарисовать, например, ярко-розового поросенка. Какой он получился симпатичный и веселый. Но поросята любят лужи. Наверняка и ваш не устоит перед возможностью вываляться в грязи.    Покройте весь лист бумаги черной тушью. Делайте это широкой кистью или мягким тампоном из тряпки. Только осторожно – не повредите рисунок. Для этого нужно подождать, пока он просохнет. Ну вот, теперь под слоем грязи не разглядеть и поросенка.    Не расстраивайтесь, лучше поскорее искупайте картинку: смойте тушь тряпкой или кусочком поролона. На листке остался бледно-розовый рисунок на черном фоне. Но может быть, вы станете купать картинку так усердно, что поросенок совсем побелеет. Не беда, главное – смыть грязь.

Можно рисовать и купать любого зверя, грибы или цветы. Постарайтесь только, чтобы рисунок был крупным, иначе после купания он может так и не проявиться на бумаге.   В дальнейшем можно работать и с синей, и с красной тушью.

Рисунки на наждачной бумаге.

Для этого нам понадобятся листы наждачной бумаги любой фактуры: с мелким, средним и крупным зерном; масляные, перламутровые или флуоресцентные карандаши. Рисунок наносится одним из видов карандашей прямо на наждачную бумагу и разукрашивается.  Карандаш, скользя по «наждачке», стирается, оставляя яркий цвет. Получается интересный эффект работы красками по холсту. Для большей образности можно дополнить работу гелем «Блеск» или «Неоновый».

Старая фреска.

Мы часто отказываемся рисовать на мятом листе, считая что это испортит работу. Познакомьтесь с интересным способом работы по мокрой мятой бумаге: краска затекает в изгибы бумаги, образует эффект потрескавшейся штукатурки. Рисунок приобретает образ «сказочности», «загадочности», «романтизма».

Материалы: бумага, краски, вода, кисть, тряпочка.

Ход работы:

  1. Лист бумаги осторожно сомните, чтобы нарушить структуру бумаги, «состарить» ее.
  2. Бумагу расправьте, смочите водой.
  3. Рисуйте способом по сырому.

Можно использовать ту же технику, только по сухой бумаге. Эффект будет не хуже. Изображение будет более ярким «декоративным» и несколько «жестким».    Для проведения занятий с использованием нетрадиционных техник и для самостоятельной творческой работы детей, в группе необходимо иметь разнообразный материал, чтобы он был всегда под рукой и вызывал желание детей использовать его в своей работе.

Это:

— кусочки поролона разной формы;

— печатки из различного материала: пробки, ластики, спичечные коробки, пуговицы и многое другое;

— гребешки, пластиковые вилки для расчесывания краски;

— пластиковые одноразовые тарелки;

— пластиковые одноразовые ножи и зубные щетки для набрызга;

— соломинки для напитков или трубочки от шариковых ручек для раздувания краски;

— воздушные фломастеры, гелиевые ручки, палочки для процарапывания, перья;

— засушенные растения для печатания;

— различные трафареты и лекала;

— бумага разного цвета и фактуры;

— различного вида карандаши, краски, пастель, тушь, сангина, уголь;

— ватные палочки, тампоны;

— клей ПВА,  парафиновые свечи;

— различные по величине и качеству кисти и многое другое, что поможет ребенку творить, созидать и искать новое в своем творчестве. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной!

Материал подготовила воспитатель Улоьрих О.В.