Консультация для педагогов: «Подведение дошкольников к слоговому чтению»

  Материал подготовила воспитатель: Драчёва.Е.Б.

Зачем знакомить детей с буквами? Прежде всего, потому, что дети сами к этому стремятся. В старшем дошкольном возрасте ребенок хочет быть как можно больше похожим на взрослых. Стремиться получить такой же результат, как у взрослых и он хочет научиться этому.

Вторая причина в том, что требования к знаниям детей, поступающих в школу, непрерывно растут. Естественно, что родители, ведут детей в дошкольные гимназии, лицеи, в которых осуществляется подготовка к школе, в том числе обучение грамоте.

Существенным является то обстоятельство, что букварный период школьной программы приходится как раз на период адаптации ребенка к совершенно новым условиям жизни и обучения, совпадает с ним. Периоды адаптации крайне неблагоприятны для обучения новому. Чтение является сложным навыком и, как всякий навык, требует значительного времени на отработку и доведение до автоматизма. От сформированности навыка чтения значительно зависит и последующая успеваемость по другим предметам, так как очень быстро дети переходят к работе с учебниками, т. е. с печатными текстами, которые они должны быстро и осмысленно читать.

Пусть же детям на первых парах в школе будет легче, пусть их считают умными и способными.

Как знакомить детей с буквами?

Прежде всего, в начале года необходимо выявить, какие буквы знает каждый из детей, провести обследование знаний детей и в соответствии с полученными данными планировать работу. Выясните, с кем из детей занимаются чтением дома, кто посещает дополнительные занятия.

Запоминанию конфигурации буквы способствует ее:

— воспроизведение в рисунке или путем лепки;

— вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;

-«написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе;

— сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими

буквами;

— сравнения (описания) в стихотворной форме;

— обводка, штриховка букв, написанных взрослым;

— письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым; (если даже самостоятельно написанная буква, слово выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная — цель достигнута.)

В этом случае обеспечивается активная ориентировка на ее форму.

Особое внимание следует обратить на буквы, схожие по написанию (ц-щ, ч-у, й-и, ж-х., произношению (с-з, с-ш, з-ж, ш-ж, р-л., а так же на пространственное расположение букв (зеркальное написание) — чаще всего это следствие несформированности понятия «слева», «справа».

Устанавливая связь между видом буквы и соответствующим звучанием, избегайте усложненного звукового анализа. До тех пор пока дети не научились читать, избегайте учить их различению твердых и мягких согласных, вводить понятие «гласные» и «согласные» и др.

Подбирая на занятиях слова, не ограничивайтесь существительными, используйте в качестве примеров все части речи.

Знакомя детей с буквой, постарайтесь, чтобы она была написана красиво, эстетично. Дети предпочитают не более простые, как часто думают взрослые, а более красивыми буквами и буквицами. Знакомьте детей по возможности с разными шрифтами, художественно оформленными буквицами в книгах и т. д.

Каких результатов можно ждать в этом году?

Желательно научить большинство детей различать и правильно соотносить со звуками все буквы русского алфавита и перейти к чтению коротких, из трех- пяти букв, слов, а так же к их письму.

Каждый ребенок должен знать и уметь рисовать не менее 15 букв и определять на слух, на какую букву начинается слово.

Результат обучения должен быть индивидуальным. Они зависят от разницы в возрасте, а так же различий в темпах психического развития.

Создание развивающей среды: в течении года прикрепляйте к предметам сначала буквенные, а затем словесные маркеры (5-7 одновременно) .

В группе постоянно должны находиться в доступном месте листы бумаги, фломастеры, тетради, задания, связанные с буквами и чтением, книги сказок и другие книги для первого чтения (с крупным шрифтом и коротким текстом, азбуки, буквари в разных изданиях, буквенный конструктор, буквенное лото, буквы на кубиках, настольная магнитная азбука, лото для начинающих читать, буквенный фриз («поезд с буквами»-слева направо, сделанный детьми в течение года.

Можно использовать «чудесный мешочек» вытаскивать буквы и распознавать их на ощупь.

Типовой план работы по букве:

— демонстрация буквы, называние её;

— лепка, рисование, конструирование буквы из различных материалов (ребенок должен сам выбрать в каком материале и в какой технике хочет выполнить букву). Дети могут использовать ленты, шнуры декоративные, связанные друг с другом цепочки, делать аппликации из тканей или кожи, мальчики выжигать, чеканить, набивать гвоздики на доску, сколачивать буквы из небольших дощечек, собирать из конструктора и т. д. ;

— подбор слов на данную букву (рисуют картинки, изображающие предметы, в названия которых начинается на данную букву, воспитатель подбирает картинки с изображением тех предметов, что дети не могут нарисовать) ;

— рассматривание графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами;

— из известных им букв собирают слова и фразы;

— речевые игры;

Что можно делать на прогулке: рисуйте буквы палочками на мок-ром песке и снегу, с помощью следов, мелом на асфальте; выкладывайте буквы из палочек, шишек, камешков, стройте в песке и в снегу «Крепостные стены» виде различных букв. Используйте считалки и скороговорки, в которых часто повторяется звук, обозначаемый той или иной буквой. Самые распространенные ошибки:

  1. В основе обучения чтению — не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М. Следует научить его слышать звук -м- в слогах, словах.
  2. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т. к. звучит звук. И не смешивайте понятия звук и буква, когда учите ребенка читать.
  3. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению (М! А! и потом читает слог МА — этот навык стойкий и исправляется с большим трудом). Правильное чтение — это чтение слогами (на начальном этапе). И пусть на первом этапе ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая МММММА (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву, лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

Литература:

  1. Г. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» Санкт-Петербург 1997г.
  2. Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать! » Санкт- Петербург 1998г.
  3. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихомирова «Ступеньки к школе» Москва 1999
  4. В. Волина «Праздник букваря» Москва 1996г.
  5. Л. Г Парамонова «Упражнения для развития письма» Санкт-Петербург 1999г.
  6. И. Выготская, Н. Берковская «Звукоград, Буквоград, Златоустия» Москва 1999г.